Опять Бируни, на этот раз жемчуг. В оценке жемчуга изменилось с тех пор многое: сейчас самыми дорогими считаются голубые жемчужины, тогда они наоборот ценились значительно меньше белых и золотистых. Но уже тогда жемчуг подделывали - оболочку порченой жемчужины заполняли то ли тертой слюдой, то ли тертым перламутром, замешанным на сырном клее. Рецепт сырного клея я нашла только европейский: "Делается он следующим образом: разрежьте мягкий сыр на маленькие кусочки, и промывайте их горячей водой в ступке с пестиком, постоянно доливая воду, пока она не станет чистой. Отожмите сыр рукой и сразу поместите его в холодную воду, чтобы он затвердел. Затем, на гладкой деревянной доске его следует растереть в малюсенькие кусочки при помощи какого-нибудь куска древесины. Поместите сыр обратно в ступку и аккуратно толките пестиком, постоянно добавляя воду, в которой разведена негашеная известь, до тех пор, пока масса не загустеет, как винный осадок. Фрагменты, склеенные этим клеем, скрепились так хорошо при высыхании, что их нельзя было разъединить ни влагой, ни жаром". Источник. Кроме того, бывало, что порченые жемчужины слепляли вместе, получая "перепоясанный жемчуг", и продавая потом за целый.

Жемчуг состоит из слоев рогового вещества (органика) и карбоната кальция (неорганика), причем слои этих веществ идут последовательно и явно видны на срезе. Бируни очень интересовало, наростают ли слои сверху, или жемчужина уже зарождается слоистой, а потом каждый слой утолщается и таким образом она растет. Проведя аналогию с луковицей, он всё-таки решил (неправильно), что верен второй вариант. Жаль.

А дальше цитаты.
На поверхности жемчужных и других морских раковин делают надписи с помощью воска; им покрывают те места, которые хотят оставить рельефными, выпуклыми, и оставляют непокрытыми те места, которые хотят сделать более низкими и углубленными. После этого помещают раковину в острый уксус, смешанный с нашатырем, и оставляют в нем на несколько дней, а затем вынимают; и вот оказывается, что промежутки на раковине выедаются и становятся углубленными, а те места, которые покрывал воск, получаются выпуклыми; я же полагаю, что более действенной будет лимонная кислота, если ее смешать с нашатырем.

Травленый перламутр выглядит так:

Это индийская работа.

И говорят, что жемчуг, после того как он отвердел и добыт из моря, подвержен опасности появления в нем порчи, если в самом начале внутри него окажется гниль, изъеденность, как и разлом при сверлении и разъединение оболочек. И поэтому те, кто знают ему цену, не осмеливаются сами просверливать до конца особенно дорогие зерна, а бросают их ученикам, не понимающим их истинной ценности, и они смело продолжают над ними работу, при этом у них руки не трясутся от боязни несчастных случайностей, ибо, если это будет делаться с опаской, то во время сверления может что-нибудь случиться и жемчужина рассыплется; иногда они дают ученикам пощечины, заставляя их плакать, чтобы отвлечь их от попыток задуматься.

Картынко не в тему, мне просто понравилась.
Иллюстрация к басне "Мышь и кошка" персидского автора Ubayd Zakani, сделанная при его жизни, художник неизвестен.


Тот, кто хочет научиться нырять, начинает с того, что затыкает уши настолько крепко, что там появляется гной и заводятся черви, и у него открывается проход в горле, через который он может дышать под водой.

Еще один кот. Оттоманский шарообразный.


***

Дальше уход за жемчугом. Как я поняла, большинство рецептов основано на том, что под воздействием кислот верхний слой жемчужины растворяется, но длительность обработки тут явно избыточна - если учесть, что мелкую жемчужину можно целиком растворить в стакане крепкого вина, даже не нагревая, месяц в кислоте не оставит от нее и следа.
Бируни тоже не доверяет этим рецептам, но, поскольку, как сам пишет, других не имеет, всё равно приводит их.

Наср говорит: если с жемчуга сойдет вода и он помутнеет, то следует положить его в курдючное сало, нарезанное кусочками, завернуть сало в кислое тесто, положить в котел и разогреть на огне, а после того, как жемчуг вынут, намазать его камфарой. И говорят, что в подобном случае, если жемчуг погрузить в рисовую муку и оставить на несколько дней, то вернутся те свойства, которые ушли от него; и то же получится, если лечить его костным мозгом и соком дыни.

Cinnamonum camphora


Говорят, что для отбелки испорченного жемчуга его следует положить в острый уксус, в котором разведен один карат нашатыря, два хабба (хабб - орех, в т.ч. кедровый, какого он размера - не знаю) тинкара, один хабб буры и три хабба размолотого поташа, и хорошенько прокипятить в железном черпаке. Затем черпак снимают с огня и опускают в холодную воду, после чего жемчуг натирают каменной солью и, наконец, обмывают водой. Но при этом возможна опасность, что сойдет целый слой или верхняя оболочка.

Говорят, если жемчуг изменился от духов, то следует поместить его в обмазанный глиной стеклянный сосуд, наложить туда же мыла, негашеной извести и каменной соли в равных дозах и затем, налив пресной воды и винного уксуса, кипятить на слабом огне, непрерывно снимая мыльную пену, пока она не перестанет появляться и пока содержимое сосуда не станет чистым, затем вынуть жемчуг и промыть его.

Стеклодув. Хеврон.


И говорят, что жемчуг, который пожелтел или почернел, заворачивают в вату и погружают в камфору, а затем его заворачивают в х/б ткань и подвешивают в сосуде с чистой ртутью, который ставят на тлеющие угли на такое время, в течение которого можно не спеша досчитать до 150. Затем сосуд снимают с огня и дают ему остыть, при этом следует беречь его от ветра.

Если чернота появилась на поверхности жемчуга, то его вымачивают в нежирном молоке в течение сорока дней, затем всё это переливают в сосуд, куда положены равные доли вишен, касторового масла и камфары, и на два часа ставят сосуд на горящие угли, не раздувая их, а после этого снимают. Если чернота появляется внутри жемчуга, то его обмазывают воском и помещают в сосуд с лимонной кислотой, беспрерывно встряхивая и меняя кислоту каждые три дня, пока жемчуг не побелеет.

Если жемчуг пожелтел и желтизна появилась на поверхности, то он сперва вымачивается в инжирном молоке в течение сорока дней, затем всё это переливают в сосуд с мылом, поташом (карбонатом калия) и бурой, взятыми в одинаковых количествах, и поступают так же, как с почерневшим снаружи жемчугом, о котором говорилось выше. А если желтизна появилась внутри жемчуга, берут вишни, кунжут и камфару в одинаковых дозах в растолченном виде и помещают туда жемчуг, так чтобы он потонул и обволокся тестом. Затем кладут его в железный черпак и поливают салом от бараньей ножки, пока жемчуг не покроется им, и кипятят два раза на слабом огне, а потом вынимают. Только мне кажется, что ювелир, который это рассказывал, решил приколоться и выдал рецепт какой-то сладкой штуки, добавив для важности камфору?

Если жемчуг становится красным, то его сперва кипятят в свежем молоке, затем обмазывают толстым слоем замешанного на свежем молоке теста, приготовленного из персидского поташа, камфары и йеменсих квасцов, взятых в равных дозах, в мелко растолченном виде; после этого кладут внутрь хлебного теста, замешанного на свежем молоке, и запекают в печи.

Если жемчуг стал свинцового цвета, то его размачивают в лимонной кислоте в течение трех дней, а затем обмывают яичным белком и защищают от ветра.

@темы: алхимия, Бируни