Давным-давно делала подборку по финно-угорской мифологии, искала мордву, о нашла только коми. Если кто-то знает книги по мордовской мифологии (Мельникова-Печерского "Очерки мордвы" не советовать, есть уже) сайты по этой тематике - просьба написать.

Итак, коми.
Создание мира, боги

До сотворения мира была только вода, и по ней плавала утка. Утка снесла два яйца, из которых вылупились братья: Ен и Омöль (у коми-пермяков - Куль). Они захотели создать сушу, стали нырять за землей вниз, ко дну моря (по другой версии - ныряли за 3-м яйцом, снесенным той же уткой). Землю (или яйцо) достал Омоль, из неё насыпали сушу. Потом братья стали создавать животных. Омоль сотворил значительно больше животных, чем Ен. Им были созданы хищные звери и птицы, все рыбы, а также лось, олень и заяц, но впоследствии Ен видоизменил этих трёх животных и рыб, после чего они стали считаться его творениями, а людям было разрешено употреблять их в пищу. Ен сделал первую скрипку (сигудöк), но она зазвучала только благодаря помощи Омоля. Ен изобрёл кузнечество, но научился сваривать железо только после того, как последовал совету Омоля. А потом братья поссорились, и Ен хитростью заманил Омоля и всех его духов-помошников в сделанные им глиняные горшки и закопал их в землю. При этом один горшок разбился, и часть духов разбежалась по земле. Так Омоль стал владыкой мира мертвых и позднее (с приходом христианства) слился с образом Сатаны. Но при этом в повседневности коми с богами-демиургами не сталкивались, они общались только с теми самыми разбежавшимися духами.
Кстати, это просто забавно: мир мертвых (позднее слившийся с христианским адом) коми представляли как место, "где холодно, много мошкары, и дым кругом."


Главные духи

Олысь («дух-хозяин, дух»)– аналог домового, общее название.
Другие названия: керкаса "домовой", керка айка "старший, хозяин дома", карта чуд "дух хлева, хозяйственной части дома", гид ань "конюшенная женщина", гид айка "хозяин, старший конюшни", гид олыся "дух конюшни", шы ань "женщина хлева", пач сай айка "айка из запечья", паччöрса "напечник".
Ряд терминов отмечает какие-либо черты из внешнего облика домового духа: виж кока "желтоногий", гöрд гача "красноштанный", еджыд гача "белоштанный", сера-котша "рябой - в подпалинах".
Хорошим Олысь считался, если он обеспечивал благополучие дома, его обитателей и домашнего скота или хотя бы "не обижал". Если Олысь был чем-то обижен, то он ночью "давил" спящих людей: им снились кошмары, в груди после сна была тяжесть, или же он заплетал им во сне волосы и лизал лоб. Нелюбимым лошадям Олысь запутывал гривы и гонял их по конюшне. Начавшего проказить домового духа полагалось умилостивить угощением. У коми-пермяков считалось, что он любит топленое молоко и квашеную капусту. Угощение ставили у кошачьего лаза в подполье и приглашали Олыся его отведать. Существовал специальный заговор, в котором домового духа просили вести себя спокойно, беречь хозяйское добро и прогонять мышей, чтобы они не портили продукты. Читали этот заговор там, где хранились продукты: в сенях, амбаре, подполье. После прочтения заговора в щель на полу прятали нож или серп чтобы закрепить его силу. Обязательное угощение дворовому духу полагалось в Вербное воскресенье, которое считалось праздником духов-хозяев дома. В хозяйственный двор выносился рыбный пирог, Олыся приглашали на угощение и просили его беречь, холить и любить скотину. Ради этого праздника, чтобы доставить «хозяину» удовольствие, лошадям подстригали хвосты, а коровам украшали рога, подвешивая на них красные и синие тряпочки.
При переселении в новый дом обязательно полагалось с собой приглашать духа-хозяина старого дома. У удорских коми-зырян после приглашения ставили на пол коробку, наполненную пухом, и звали в нее Олыся, после чего несли коробку в новый дом. У коми-пермяков домового духа приглашали в поставленные на пол старые лапти. В новом доме сразу же открывали подполье, чтобы он из лаптей мог переселиться в свое новое место обитания.
Четкого представления о внешнем виде домового духа не существовало, обычно он был невидим, но мог появиться в антропоморфном облике: дед "старик", ань "женщина", в виде серой кошки или собаки, в виде мохнатого комочка и т.д.


Ворса, Ворысь – лесной дух-хозяин, леший.
Живым воплощением лесного духа или его ипостасью у коми считался медведь. Иногда Ворса летал над деревьями в лесу, появляясь и исчезая, как птица с шумным полетом. Его голосу приписывался крик филинов в лесу. Обычно же владыка леса оставался невидимым, или же появлялся в виде ветрового смерча, который, по представления коми, свидетельствовал о совершавшемся путешествии целой группы леших, воспринимаемом как свадебный поезд. Если кто-нибудь смотрел на вихрь между ног сквозь растопыренные пальцы рук (интересная поза…), то он мог увидеть лесного духа воочию. Иногда представал в человеческом облике. По различным версиям Ворса от обычных людей отличает гигантский рост (с сосну) и отсутствие одежды; высокий рост, некрасивость и бородатость; вывернутые пятки ног (табъя кок) и прозрачность костей; отсутствие бровей и ресниц; отсутствие тени. Лесной дух мог иметь и ничем внешне не примечательный облик: рослый человек в черном суконном кафтане, молодец в синем или белом шабуре, запахнутом левой полой наверх. Жили лешие, по представлениям коми, в глухих лесных чащах в треугольных домах и вели там обычное крестьянское хозяйство.
Ворса совершенно нейтрален к досконально соблюдающим все нормы и правила поведения в лесу, предупреждает без каких-либо особых последствий за мелкие нарушения, за серьезные проступки может полностью лишить удачи в охоте и, напротив, за оказанную помощь наградить богатым промыслом. Часто Ворса сражается с Васа – водяным.
Существовали и духи-хозяева различных видов лесных зверей: хозяева лисиц, медведей, белок и т.д. Время от времени они переселялись из одной местности в другую, и на весь срок их отсутствия исчезали звери определенного вида.
Гнев со стороны лесных духов-хозяев вызывали неуважение к своим товарищам, несоблюдение чистоты в местах обитания зверя и птицы, оскорбление добычи. Охотники верили, что, если кто-либо возьмет из сложенных в хранилище чужих белок или рябчиков, сам в течение года не убьет ни штуки.
В то же время, существовали представления и о неспровоцированных, чисто негативных в отношении людей проделках Ворсы. В частности, воздействием лесного духа объяснялась потеря ориентировки в лесу. Считалось, что, чтобы найти правильную дорогу, заблудившемуся было необходимо перевернуть стельки в обуви. Если и это не помогало, следовало ждать, пока Ворса, натешившись, сам не появится перед пострадавшим и не задаст ему вопрос: "Кому ты веришь, богу или Ворсу?". Если следовал ответ, что Ворсу, он выводил заблудившегося из леса.
Более серьезным проступком было приписываемое лесному духу похищение людей. К нему попадали "проклятые" (посланные к Ворсу) дети. Он уводил к себе также всех воров и мошенников, оказавшихся в лесу. Но он похищал и ни в чем не провинившихся людей, поселял у себя в доме и загружал тяжелыми хозяйственными работами. Считалось, что если в доме Ворса ничего не есть и не пить, то он отпускал своего узника. Иногда он отпускал похищенного через некоторое время. Более благосклонен он был к похищенным им (не "проклятым") детям. Таких детей Ворса не загружал тяжелой работой и скоро отпускал. Иногда он мог похитить и женщину, которую потом содержал вместо жены. И скотину мог увести…
При этом для людей, попавших в дом Ворса, изменяется ход времени. За пять лет молодые становятся седыми стариками. В быличке о похищенной Ворсой в начале 30-х годов молодой женщине-геологе говорится, что она пробыла в его доме всего месяц-другой, и тем не менее, отпущенная им вернулась седой старухой.
Для обеспечения удачи в промысле полагалось приносить дары лесному духу. Обычно это приношение приурочивалось к началу промысла, а также делалось в честь первой добычи. Охотники на Выми оставляли на осиновом пне первого добытого рябчика, предназначая его Ворсе. Существовало поверье, что лесные духи любят сказки, поэтому их рассказывали вечером, чтобы на следующий день была удача в промысле.
Наряду с духами-хозяевами леса у коми существовали представления о других видах лесной нежити, которые относились к людям сугубо негативно. В какие-либо договорные отношения с человеком они не вступали, в свою очередь, никаких подношений или жертв им не приносилось. В отличие от лесных великанов-людоедов менквов у обских угров, внешний вид этих духов у коми, как правило, не описывается. Злые лесные духи часто появлялись в большом количестве, целой ватагой, что и отличало их от Ворса. Появление злых духов могло быть немотивированным, или же за незначительный проступок они пытались наказать провинившегося неадекватно сурово.


Мелкие духи

Войшoрвойся (воршойся, войщоркадза, ойщорика) - полуношница, злой дух женского пола, особенно опасный для людей в полночь.

Дзи-Дзи - похищал оставленных без присмотра детей, о их дальнейшей судьбе сведений не имеется. Обладал антропоморфным обликом, хотя значительно отличался от обычных людей: он был высокого роста, но плоский, как доска, рот и глаза у него были тоже были большие и очень узкие, какие-либо другие черты лица не различались.

Калян – нечистая сила, способная принимать человеческий облик. Им обычно пугали детей. Могла появиться в виде высокой девушки с длинными косами и синими глазами, одетой в шелковый синий сарафан и новые башмаки. Она варила в колодце пельмени и приглашала людей угощаться ими. Когда её обливали кипятком, она скрывалась в колодце или в реке. К женщине, у которой длительное время отсутствовал муж, Калян могла явиться в облике её супруга. Свою истинную сущность лжемуж обнаруживал во время еды, обнажая лошадиные зубы, или разуваясь - вместо ступней у него были коровьи копыта.

Кикимера (кикимора, титимера, титимора, шышымер) – зловредный домашний дух, который поселялся в доме и досаждал его обитателям. Считалось, что в новый дом кикимеру подселяли плотники, обиженные чем-либо хозяином. Для этого они накапывали на щепку несколько капель крови из мизинца на левой руке и прятали ее в срубе. Чтобы избежать этого наказания, новоселы тщательно собирали все оставшиеся от постройки дома щепки и сжигали в печи. Но иногда зловредный дух поселяется и в старых домах и изгнать его бывает очень трудно.
Основными действиями, приписываемыми кикимере, являются разбрасывание различных предметов и создание ночных звуковых эффектов. Иногда ночные шум и грохот были столь невыносимы, что хозяева дома были вынуждены его покинуть

Кок пола – «одноногий», дух, который потерял ногу, попав в охотничий капкан. С тех пор вредит людям, покрывая ржавчиной изделия из железа.

Кывтом - был лишён языка охотником, напоившим его предварительно вином, за то что он ему досаждал. За полученное увечье стал мстить людям, насылая на них простудные заболевания. Деятельности Кывтома приписывали болезни горла и носа, насморк, чихание, головную боль.

Люзимер - олицетворял вихревые потоки воздуха, вызывающие вращение воды в водоемах, зимой поземку в поле, а во время сенокоса разносящие уже собранное сено по всему лугу. Считалось, что он боится табака и, чтобы он перестал проказить на лугу, было достаточно произнести вслух название этого зелья.

Ныртом – «безносый». Нос ему отрезала серпом какая-то женщина, когда он, приняв вид красивого парня, подбирался к ее грудям, но чем-то обнаружил свою нечеловеческую сущность. С тех пор он мстит женщинам тем, что варит зелье и с его помощью насылает на детей болезни: чирьи, краснуху и др.

Шувгей - Наименование является производным от глагола шувгыны "шуметь, бушевать, свистеть, нестись с шумом".
Шувгей имеет вид вихря, иногда смерча; в таком виде он разбрасывает сено, скошенное в праздничный день. Однако, более опасен Шувгей тем, что похищает людей. Похищенный человек становится невидимым для внешнего наблюдателя и уносится в вихре. Сами похищенные воспринимают Шувгей по разному. Ребенку Шувгей может увидеться как хоровод веселящихся детей, зовущих к себе; если ребенок протянет к ним хотя бы руку, то навсегда останется среди них, т. е. во власти Шувгея. Шувгей похищает детей, оставленных без присмотра на мосту, в овине, в хлеве, в голбце, а также проклятых матерями детей. Шувгей может иметь облик умершего родственника: женщина накануне похищения говорит о своих встречах с умершим мужем. Мужчинам-охотникам на лесном угодье Шувгей является в облике девушек, зовущих к себе, но может быть невидимым, в таком случае охотник слышит зовущие его голоса, стук в дверь или в окно.
Наиболее действенным из оберегов от Шувгея считаются: шелковая нить, повязанная вокруг талии, а также кристаллики сулемы, которые носят в специальном мешочке на груди. В охотничьей избе в качестве оберега используется топор, положенный под полати или на порог

Шуа – у печорских коми-зырян грозный бог/дух с не вполне ясными функциями. Согласно преданию, вблизи горы Тöлпозиз "Гора-Гнездо ветров" есть восемь каменных человеческих фигур. Когда-то они были людьми, но при восхождении на гору были превращены Шуа в камни за производимый ими шум. В Уральских горах находится оз.Шуа-ты, в котором живёт Шуа или же его дух. Пойманную из этого озера рыбу воспрещалось есть на его берегу. Нарушившему запрет рыба в нём больше никогда не попадалась.
Юртoм морт - «безголовый человек». Согласно легенде, некогда на р.Мортъюрва (< морт "человек", юр "голова", ва "река"), левом притоке р.Ылыч, впадающей в р.Печора, который тогда еще был безымянным, промышляли два охотника. Один из них был опытен и очень удачлив, за время промысла его кладовая доверху заполнялась ценной пушниной. Другой был неудачлив и его кладовая стояла пустой. Позавидовав успехам своего напарника, он подстерёг того во время питья воды из реки и отрубил ему голову. Безголовое туловище убийца бросил в реку, а голову в лесную чащу. После этого события темными ночами у реки стал появляться безголовый дух, отыскивающий свою голову.

Шишига – женский водяной дух, обитавший в р.Каме. Считалось, что иногда Шишига вылезала из воды, и ее видели сидящей на крутом берегу Камы, над омутом, расчесывающей длинные черные волосы. Увидевшему её предстояло вскоре утонуть или же умереть по какой-либо другой причине. Ею пугали и пугают до сих пор детей, предостерегая от купания в омутах угрозой, что их утащит Шишига.

Öшымöс чуд – дух-хозяин колодца, обычно нейтрален к людям, но иногда он начинает проявлять к кому-либо неприязнь: кидается мусором, щепками, не дает брать воду. Считалось, что отмеченный таким образом человек вскоре был должен умереть

Ичотик – мелкий водяной дух, дитя водяного духа-хозяина. Ичотиками становились также утонувшие маленькие дети. Незлое шаловливое существо, не обладающее особым могуществом.

Араль (от глагола «арзыны» - вопить, кричать, реветь) – дух-хозяин лесной избушки. Чаще всего он фигурирует в сказках типа русского "Морозко": мачеха посылает старика отвезти нелюбимую падчерицу в охотничью избушку и оставить там; дочь старика, оставшись одна, готовит еду, угощает мышь (реже - петуха); в полночь приходит Араль и предлагает сыграть в горань (жмурки). Падчерице в благодарность за угощение помогает мышь, бегая с серебряным колокольчиком по углам. С криком петуха Араль падает оземь и вместо него остаётся груда золота и серебра. Родная дочь старухи, посланная за богатством, отказывается угостить мышь; Араль в ходе игры настигает девушку и ударом посоха по лбу убивает. Араль по пути в избушку описывает свой путь, перечисляет перейдённые им ручьи и реки и напевает: "Иду я, иду, сам я с вершок, борода с веник." Образ Араля часто чередуется с образом медведя, лешего, хозяина охотничьей избушки, выгоняющего (наказывающего) охотника или состязающегося с охотником.
"Старичок с вершок, борода с веник" часто встречается в коми-зырянских волшебных богатырских сказках: бьёт двух братьев-богатырей, оставленных готовить еду, затем, оставив клок своей бороды на том месте, где его привязал третий богатырь, убегает в подземный мир, где его настигает и убивает сказочный герой, при этом освобождая пленённых красавиц.

Глот - непонятное существо, живет в омуте, похищает скот, приведенный на водопой, и проглатывает его целиком. Способ избавления: нужно зашить в коровью шкуру колдуна, который не нуждается в воздухе, дав ему с собой нож, и скормить это Глоту. Колдун разрежет шкуру и Глота изнути, после чего тот должен издохнуть. Ребра погибшего Глота используются в качестве столбов для ворот.

Гундыр - традиционный образ сказочного чудовищного великана с 3-мя, 6-ю, 9-ю, 12-ю, 24-мя головами, чаще всего имеет человеческий облик, ездит на коне, живёт в доме, во дворце, выполняет хозяйственную работу и т.д. Гундыр носит железную рубашку, приходит ночью, обитает как под водой, землёй, в горе, так и на горе, на небе. Чаще всего выходит из-под воды или прилетает в виде сьöд кымöр "чёрной тучи", лöз ру "синего тумана", сьöд тшын "чёрного дыма".
Основные функции - противник сказочного героя; хозяин места (озера, моря, горы); хозяин волшебного богатства, волшебного предмета; пожиратель людей (реже - солнца); похититель чужих жён, невест; часто - муж, сын, зять Ёмы (Бабы Яги). В устной сказочной и несказочной прозе контаминирует с образами Волчьего царя, Беса, Кощея, "иного царя", медведя, лешего, водяного Глота. В просторечьи термин Гундыр широко применяется в качестве ругательства.

Кам - сказочный персонаж, хранитель огня. живёт в избушке, находящейся в глухом лесу (или на небесах), подобно Бабе-Яге (Ёме). Как и ей, ему прислуживают волки. Кам враждебен людям, но отпускает тех, кто отгадывает заданную им загадку. Основной функцией является охрана находящегося в его печи огня, который он постоянно раздувает. Кам обладает огненным дыханием, а его смерть находится в самой раскаленной головне из имеющихся в его печи. Убивает его девочка, у которой он похитил брата, превращенного в барашка. Девочка узнает у колдуньи секрет смерти Кама, получает от нее путеводный клубок и кочергу, находит избушку Кама и вытаскивает кочергой смертоносную головню из печи. После этого огонь начинает принадлежать всем людям.

Лёма - лесной дух-женщина, представляли в виде сгорбленной старушки в грязной одежде с клюкой в руке. Она заманивала детей в свою избушку в лесу и насильно там удерживала.

Нюр Чуд - дух-хозяин болота.

Пипу Морт - кровожадный монстр, сделанный из осинового дерева. По одной из фольклорных версий, охотник, находясь на промысле, устал от одиночества и решил сделать себе товарища из дерева. Он вырубил из осинового бревна человекоподобную фигуру, стал с ней разговаривать, уговаривая пробудиться к жизни. После долгих уговоров Пипу Морт ожил, встал, стал ходить и есть, как обыкновенный человек. Они стали промышлять вместе, причем, добыча была очень богатой. Но вскоре охотник стал опасаться своего спутника и решил от него убежать. Он выбрал момент, скрылся и успешно добрался до дома. Пипу Морт последовал за охотником, несмотря на то, что все двери в доме были закрыты с молитвами, перегрыз их и ворвался внутрь, но в это время прокричал петух, деревянное чудовище упало бездыханным, и для полной безоопасности было сожжено.

По другой версии, Пипу Морт был сделан неизвестно кем и находился в лесу в виде своеобразной деревянной скульптуры или антропоморфного идола. Охотник, раздосадованный неудачным промыслом, увидел его и выругался. Пипу Морт ожил и пошел за ним. Охотник испугался, добежал до своей промысловой избушки и заперся в ней, перекрестив дверь. До полуночи Пипу Морт грыз дверь, но не сумел попасть в избушку. То же самое произошло и на следующую ночь. Наконец на третью ночь он смог попасть в избушку через дымоволок, который охотник забыл перекрестить, и убил свою жертву.

Чери бöжа ныв - "с рыбьим хвостом девушка". Девушка с рыбьим хвостом вместо ног и длинными русыми волосами живет в глубоком омуте. Ясными ночами при полной луне она поднимается из него, садится у берега, оставляя хвост в воде, расчесывает свои волосы и негромко напевает красивым голосом. Один молодой парень услышал это пение и так был им зачарован, что стал приходить еще, а в результате сошёл с ума.

Чов юса ныв - "девушка с реки Чов". Некогда в верховьях р.Чов (вблизи г.Сыктывкара) в омуте утонули какие-то девушки, после чего на ветках больших сосен стали видеть сидящую девушку в белой одежде и с длинными волосами. Она непрерывно пряла, если ночью луну закрывали облака, девушка пронзительно свистела и кричала: "Белая, свети!" После чего облака сразу же расходились. Из-за этой девушки в верховьях Човью запрещалось рубить лес.

@темы: коми, мифология