Весь день (кроме уборки) осваивала пейнтер. Рисовала водяную лилию. Если учитывать что в реале я рисовать не умею абсолютно - выходит вроде неплохо, только теперь жутко болит мышца над правой лопаткой. Осанку всё-таки надо исправлять :(
Воды горячей нет. Мне вот интересно, кто из коммунальщиков додумался, что чтобы поменять стояки, надо их во всем подъезде снимать одновременно? Сняли. Пять стояков. Три недели назад. Один вернули на прошлой неделе, еще три - сегодня. А у меня в ванной по-прежнему дырка в полу, которую мама прикрывает тазиком - боицца, хотя в нее всё равно ничего не видно.

Ну и еше немного из мифологии коми.

Ёма - один из наиболее популярных мифологических и фольклорных образов коми, аналогичный русской Бабе Яге. Происхождение слова неизвестно, возможны параллели с фин. jumala, кар. jomal "бог", балт. Jumis "божество плодородия", арийск. Yama "бог смерти". В более поздних представлениях народов коми Ёма часто смешивается с образом Сю Паладь "Хлебная Пелагея", пöлöзнича ( рус. Полудница).
Ёма - многофункциональное существо :) хозяйка злаков, хлеба, пляшет в ступе; хозяйка флоры и фауны, хозяйка леса: её овцы - волки, коровы - медведи, её слушаются звери и птицы; тётка вöр дядь "лесного дяди" Митрофана Митрофановича. Имеет детей, как правило, дочерей (1 или 3), реже сыновей, многоголовых Гундыр, или является женой Гундыра; одновременно она покровительница женских ремёсел, ткачества, прядения: к ней приходят героини ряда сказок за бердечком, прялкой, клубком, веретеном, вязальной иглой, мотком пряжи. Ёма - хранительница огня, лежит на печи, в зырянских сказках к ней приходят за огнём; часто в сказках Ёму сжигают в печи, в стогу или в соломе. Ёма - людоед, пытается запечь детей в печке, посадив на хлебную лопату; богатырша, противница героя; противница-колдунья, мать колдуньи. Она хозяйка воды, сильной воды или живой воды; герой, выпив и подменив воду Ёмы, сбрасывает её в реку с помощью железных крюков, воткнутых в груди, и забирает пленницу-красавицу. Может быть хранительницей волшебных предметов: клубка, веретена, иглы, блюдечка с наливным яблоком, помощницей героя и дарительницей; под видом Ёмы может появляться и невеста героя.
Мир Ёмы отделён от мира людей лесом, горой, рекой смоляного огня, которые в мотивах преследования героя появляются при бросании за спину через левое плечо зу (щётки для чесания льна), зуд (точильного бруска), сир падъян (туеска со смолой). Редко, но появляется в сюжетах с погоней мотив платка-моста через биа ю "огненную реку": "три раза махнуть - настоящий мост будет, один раз - тонкий (мнимый) мост появится".
Жилище Ёмы - чаще всего вросшая в землю избушка, избушка на курьих ножках, на курином яйце (медном, серебряном, золотом), без окон, без дверей, которая при поимке героя превращается в комнату с тремя, двумя, а затем с одним углом. Реже Ёма живёт во дворце или в доме Гундыра, Кудряша.
Выглядит жутко: длинные зубы, нередко железные; железные ногти; длинный нос, упирающийся в потолок, в пол или в угол, с его помощью она топит печь или ставит в печь хлебы; у Ёмы мохнатые глаза, часто слепые, носом чует лучше, чем видит. В сказочных мотивах "три дома", аналогичных мотиву о трёх царствах, о дворцах трёх сестёр-красавиц, образ Ёмы утраивается, в этом случае вместо иерархии "медный - серебряный - золотой" появляется иерархия по старшинству: младшая - средняя - старшая или по ветхости дома Ёмы. Нередко в этом случае к прибавляется характеристика по толщине: "сидит на 3-х (6-ти, 9-ти стульях) и задница ещё по краям свешивается". В отличие от русской Бабы Яги Ёма не передвигается в ступе (изредка в качестве средства передвижения появляется "аршинный кот", который может летать по воздуху, плавать под водой и т.д.) Костяной ноги у нее тоже нет. Часто коми-зыряне Ёмой называют старую, сварливую, злую, неуживчивую женщину.


Ай-чери - буквально "отец-рыба". Главный рыб в реке, дружит с васой и таскает сети у рыбаков, если те вылавливают слишком много рыбы.


Васа - водяной. Многочисленные Васы, четко подразделялись, как и духи лесные, на духов-хозяев воды и водной живности и прочую подводную нежить. Соответственно, и отношение к ним было различным. Водяной дух-хозяин мог представать перед людьми в различном облике: антропоморфном, зооморфном и антропо-зооморфном. Васа в человеческом обличье (рослый мужчина с длинными темнозелеными илистыми волосами, одетый в зеленый кафтан) иногда появлялся на берегу. Когда он обратно бросался в воду, поднималась буря, и по поверхности воды прокатывались огромные волны. Представляли водяного и в виде могучего старика с седой бородой. Северные коми-зыряне считали, что внешний вид Васы зависит от погоды: в дождливые, ненастные дни он появляется в виде брюнета с мрачным взором и изможденным лицом, а в солнечную погоду превращается в блондина с голубыми веселыми глазами и белым лицом (отражение народных представлений о человеческой красоте). В человеческом облике Васа появляется на берегу и для того, чтобы вступить в схватку с лешим, которого не любит за брошенные в воду коряги. Считалось, что кровь у водяного синего цвета.
Гораздо чаще, по представлениям коми рыбаков, Васа представал в виде очень крупных щук, которые стояли в воде головой по течению, а не против, как обычно стоят рыбы. Таких щук остерегались бить острогой, поскольку верили, что находящийся в их обличьи Васа способен обратить острогу против самого рыбака. У удмуртов также считалось, что водяной может принимать вид большой щуки, держащей голову под водой во время сна в направлении, противоположном обычному для рыб. У коми-пермяков существовало поверье, что в Адты (Ад-озеро) обитает огромная щука - хозяин всех рыб. Она позволяет рыбачить на озере всем желающим, но время от времени забирает взамен то лодку, то сеть, то собаку, а иногда даже и человеческое дитя.
Считалось, что васы живут в подводном мире в обычных крестьянских избах, разводят коров и лошадей. Свой скот они иногда выпасали и на поверхности земли, по берегам рек и озер. Коровы водяных отличались от обычных тем, что не оставляли следов и не стряхивали попавшую на них росу. Если кто-либо умудрялся незаметно подобраться к стаду таких коров и накинуть одной из них на шею нательный крест, то все коровы погружались в воду, а она оставалась и становилась собственностью владельца креста. Коровы водяных были очень удойливыми, но на земле телились только бычками и свою породу не продолжали. Лошади водяных духов имели черно-белую и красно-белую окраску, их видели пасущимися на берегу озера, в которое они и погружались, будучи вспуганными.
Как и владыка леса, Васа особенно строго относился к соблюдению норм и правил промысловой морали, наказывая за их нарушение лишением добычи. Считалось, что Васа не даст рыбы, если помочиться или плюнуть на берегу водоема. За ругательство, произнесенное во время заброса невода, водяной дух мог в клочья изодрать сеть. Существовало поверье о "капризных" озерах. В них нельзя было ловить рыбу в грязной и сырой одежде, употреблять сети, не просохшие еще после лова в другом месте, бросать мусор в воду или на берегу, воспрещались ссоры и вражда между членами артели. Нарушителям вместо рыбы в сети попадался конский навоз, или же вдруг начинала погружаться в воду лодка.
Для того, чтобы примирить с собой Васой, если неудачу на промысле объясняли предполагаемым или действительным нарушением общепринятых норм поведения, широко практиковался обряд очищения огнем. Вымские коми-зыряне в этом случае приставали к берегу, разводили большой костер и бросали в него часть подстилки из обуви или лоскуток от одежды, кусочек тины, вытащенной из воды, и охапку хвороста, принесенного из леса. После произнесения специального заговора все перепрыгивали через костер или трижды обходили его кругом, проходя обязательно через дым. Обычно обряд очищения от "бытовой скверны" проводился также перед началом промысла, а в некоторых местах все участники рыболовной артели проходили через дым от веток можжевельника, брошенных на костер, перед каждым забросом невода.
Чтобы заслужить расположение духов-хозяев воды, им полагалось делать приношения. Васе полагалась и первая добыча. Первую пойманную рыбу отпускали живой в воду, или же из нее готовился обрядовый обед, подразумевая, что в нем примут участие и водяные духи. Убивали ее не ножом, а ударяя камнем по голове, положенной на другой камень. При потрошении также обходились без ножа, выдавливая внутренности рукой. В верховьях Вычегды местным населением особо почиталось небольшое, но довольно живописное Кадомское озеро. Это озеро окружено очень высокими песчаными берегами, и на нем часто бывают бури. После каждой бури полагалось на другой день при восходе солнца принести жертву водяным духам, а к лову рыбы в озере приступали лишь после того, как в сети попадала большая щука, которую с триумфом несли в избу и сохраняли до ближайшего праздника.
Благодаря четкой регламентации, отношения между промысловиками и Васой также как между охотниками и лесными духами, воспринимались как вполне естественные и достаточно доброжелательные. В быличках описываются случаи агрессивного поведения водяных духов в отношении людей, но, как правило, сообщается о поступках, их спровоцировавших. Например, некто шел по берегу реки, увидел лежащую на нем большую щуку и ударил ее жердью по голове. Щука бросилась в воду, а из нее появился Васа и сказал человеку: "Пошли, чини сыну глаз!". Они спустились под воду, зашли в дом водяного, где на кровати лежал его сын, уже в облике мальчика. Увидев, что человек не может исправить поврежденный им глаз, водяной вырвал глаз у него самого и вставил сыну. После чего отпустил человека на землю. Один из двух рыбаков вместо положенного для водяных духов угощения бросил в воду освященный хлеб. Разгневанные водяные бросились за ними, догнали одного из рыбаков и разорвали его на части.
В то же время, к безусловно негативной деятельности Васы все население относило гибель в воде людей и скота. Какого-либо объяснения причины гибели того или иного конкретного утонувшего человека или скотины не существовало, считалось, что просто Васа забрал его к себе.
Каких-либо оберегов или предохранительных жертв не предполагалось. Исключение представляли жертвоприношения водяному духу-хозяину мельничного пруда. Считалось, что мельник во время строительства мельницы обещал ему человеческую жертву. Вместо человека в жертву приносили кошку или собаку. Время от времени мельничному Васе полагалось делать и другие приношения (вино, съестное и т.д.), в противном случае он останавливал мельницу. Поэтому его еще называли мельнича кутысь "останавливающий мельницу". Если в мельничном пруду кто-либо тонул, опять же считалось, что он был обещан мельником в жертву Васе, причем, спасение тонущего приписывалось тоже мельничному Васе - он брал к себе только тех, кто ему был обещан.
Представления о Васах-хозяевах водоемов, которые, оскорбившись, могли их покинуть, уйдя вместе с водой, существовали и у северных коми-зырян. Уровень многочисленных тундровых озер зачастую находится на различной высоте. При размыве перемычки между двумя такими расположенными поблизости озерами вода из одного природного водоема переливается в другой. Это явление ижемские оленеводы и приписывали деятельности Васы. Считалось, что для его оскорбления, после которого он вместе с водой покидал озеро, было достаточно выстирать в нем загрязненное женское белье.

Ва öш - антропо-зооморфный водяной дух. Согласно локальному мифологическому преданию верхневычегодских коми-зырян в одном из ручьев живет водяной дух Ва Öш. Он имеет четыре ноги и голый человеческий торс. Иногда он выходит из воды и прогуливается по берегу. Если купаться в этом ручье, то в рот может попасть его семя, из которого в животе появится и начнет жить его зародыш. Время от времени он поднимается к горлу и человек начинает задыхаться.

Каленик - лесной дух, единственной функцией которого является разделение птенцов боровой дичи, чтобы они жили по парам. У коми-зырян Каленик-лэбач (Каленик-птицей) называли радугу, считая её добрым вестником Ена.

@музыка: Линда

@настроение: понимаю Снейпа

@темы: мифология, коми, по жизни