Сменила фотку на фоне (эту паучью норку я сфотала у озера Мзы в Абхазии), пришлось менять оформление целиком на зимнее. Вроде нормально вышло...

Опять читаю воспоминания путешественников о Московии. На этот раз - Койэт Б. Исторический рассказ или описание путешествия, совершенного в свите господина Кунраада фон-Кленка, чрезвычайного посла высокомощных генеральных штатов и его высочества принца Оранскаго к Его Величеству царю Московии. [Отрывки] // Русская старина, 1893. Интересно.


Обыкновенная пища русских, в общем, в достаточной мере не вкусна:—соленая рыба, кислая капуста, крупа, горох и бобы, и притом черный ржаной хлеб. При своей похлебке едят они и жареный лук или чеснок; эта еда им очень нравится, хотя непривычных она отталкивает ужаснейшей вонью. Много едят они всякой похлебки, часто даже рыбный разсол с прибавкою к нему чесноку и хлеба. Икра употребляется у всех знатных во время обеда почти всегда. Напившись чрезмерно, они на следующий день приготовляют себе особое блюдо для похмелья (Pochmelie-Kost) из холоднаго мяса, нарезаннаго кусочками, из обыкновеннаго квасу, огурцов, уксусу, чесноку и массы перцу: это они едят в холодном виде. Квас, любимый напиток простонародья, приготовляется из воды с ячменем, овсом и отрубями. Достаточные люди пьют пиво, которое варится в громадных чанах, при помощи раскаленных камней; иногда получается у них пиво очень крепкое и тяжелое. Они употребляют также много меду, приготовляемая с кардамоном, перцем, гвоздикою и корицею. Им они напиваются, как вином, особенно, если, желая сделать его хмельнее, примешивают к нему водки.

Водка любимейший их напиток, какого бы пола, возраста или общественнаго положения они ни были, будь то мущины или женщины, лица духовныя или светския, знатные или купцы, мещане или крестьяне. Пьют ее и до, и после обеда, даже целый день кряду, в роде, как у нас вино; прибавляют к ней еще перцу, если у них ея мало, а то и просто потому, что так, по их понятиям, здоровее. Простой народ так падок до вина, что часто они не только летом, но и зимою, при жестоком холоде, не только пропивают свое верхнее платье, но и нижнее, даже рубаху с тела, и голышем выбегают из кабака домой. Даже женщины, из простонародья, пьют иногда до того, что оставляют платье свое под залог, и голыя, вытолканныя из кабака, валятся от пьянства на улице и часто терпят ущерб своему целомудрию, которое и так не высокой пробы. Теперь, впрочем, обстоятельства переменились немного к лучшему с тех пор, как царь, по совету патриарха, велел закрыть маленькие кабачки в закоулках и, под угрозою высокой пени, запретил все прочие, кроме установленных высочайшим повелением. До табаку русские также очень падки, хотя должны курить его тайком, так как много лет назад он был строго воспрещен к потреблению, в виду пресечения возможности пожаров и излишней расточительности.

Они очень строги к своим женам, держат их как рабынь, бьют сколько душе угодно, что там вошло в привычку и никого не поражает. Жены, с своей стороны, иногда умеют мстить мужьям, принося царю жалобу на притеснения, которыя им приходится терпеть; жалобы эти иногда имеют последствием ссылку мужа в Сибирь. Чтобы, однако, покончить с этими жалобами, несколько лет тому назад был издан закон, по которому жалобщик, не имевший законных свидетелей, особенно в уголовном деле, сам прежде должен перенести пытку. Если истица вынесет пытку, то обвиненный обыкновенно находится виновным; если же пытки она не вынесет, то наказывается тем же, что потерпел бы обвиненный.

Дома жены одеваются плохо. Когда же они, по приказанию мужей, должны являться перед чужими и подносить им водку, или когда они ходят в церковь, то одеваются очень роскошно и накладывают густыя белила на лицо и даже на шею.

Жены князей, бояр и вообще знатных людей летом ездят в повозках, покрытых красным ковром, который зимою кладется и на сани. Оне важно сидят в них с молодою рабынею у ног и с многими рабами и прислужниками, числом до тридцати или сорока, со всех сторон. Лошадь, запряженная в повозку или сани, украшена лисьими хвостами; иностранцу это зрелище представляется весьма странным.

Так как русские венчают мужчин и женщин, никогда раньше друг друга не видавших и не знавших, то после брака иногда возникают такия несогласия и распри, что зачастую дело доходит до развода. Это может произойти без судебнаго приговора; тогда один из супругов просто поступает в монастырь. Если муж ради служения Богу оставляет жену, а та выходит замуж за другаго, то он может быть рукоположен в священники. Муж имеет также право, если не ожидает от жены детей, отослать ее в монастырь и через шесть недель жениться на другой. Этот обычай часто применяется у вельмож, которые, не имея от жены детей или имея лишь дочерей от нея, в праве поместить ее в монастырь и жениться на другой. Также, если муж может обвинить жену в чем-либо безчестном, она должна поступить в монастырь и постричься в монахини; делается это, однако, больше по произволу мужа, чем по судебному приговору. Происходит это следующим образом: если из простой подозрительности или по какой-либо другой причине мужу жена опротивеет, ему ничего не стоит нанять за безделицу двух лжесвидетелей, которые, по соглашению с ним, обвинять жену в блуде. Тогда, особенно, если он пустит еще в ход подарки судьям, жена, хотя и не виновная ни в чем, присуждается к заточению в монастырь, где ей приходится пробыть всю жизнь.

Хотя pyccкие и в брачной своей жизни и вне брака весьма нецеломудренны, они тем не менее очень суеверны. Совершая известный акт, они снимают крест, носимый ими на шее, и удаляют или завешивают на время иконы.

Человек, имевший такого рода сношение со своею законною супругою, не может в этот и на следующий день войти в церковь иначе, как умывшись хорошенько и надев новое нижнее платье. Люди очень совестливые даже не входят тогда в храм, а остаются стоять в притворе. Священник, имевший дело со своею женою, должен умыться над пупом и ниже его прежде, чем посмеет войти в церковь, да и то не имеет права входить в алтарь 1). Женщины считаются менее чистыми, чем мущины; поэтому, во время литургии оне обыкновенно не входят в церковь, а стоят перед дверьми ея...


Отсюда - memoirs.ru/texts/Koiet_RS93N80N12.htm
там еще про Москву есть, про монастыри, иконопись, и одежду

@темы: Койэт, история, история России, цитатное