А еще мне интересно... он про многих пишет "мы с ним говорили о воинском искусстве":
цитатге, неинтересные, просто подтверждающие мысльСегодня послеполудни посетил маршала Румянцева, который принял меня чрезвычайно любезно. Мы более двух часов обсуждали тет-а-тет военные темы, о чем он рассуждает без напускной таинственности и рисовки, с тем высочайшим знанием дела, каким обладают лучшие мастера сего ремесла.
***
Во дворце мне оказал тысячу знаков внимания также маршал Румянцев, представивший меня генерал-адъютанту императрицы графу Ангальту, который прежде занимал этот пост при короле Пруссии. Он показался мне достойнейшим человеком, обладающим глубокими познаниями в области военного искусства, о чем мы говорили довольно долго.
***
А потом я разговаривал с г-ном Корсаковым о военном искусстве, к коему он, мне кажется, имеет склонность и прекрасно в нем разбирается.
***
Среди военных, с которыми я здесь познакомился, генерал-аншеф князь Долгоруков — как мне кажется, человек благородный и утонченный, хорошо разбирающийся в своем ремесле. Он участвовал в Чесменском сражении и рассказал мне, что всего с четырьмя или пятью офицерами высадился в Албании и т.д. Мы долго беседовали о воинском искусстве, и, на мой взгляд, он рассуждает весьма разумно и со знанием предмета.
***
В девять часов подали ужин, но я был столь поглощен беседой с Ангальтом о военных материях, что даже не сел за стол.Еще он упоминает разговоры про географию (Екатерина спрашивала, какие минимальные температуры бывают в Латинской Америке). Т.е. получается, что война и другие страны - это наиболее одобряемые темы для разговоров в то время? По крайней мере, среди мужчин.
Вообще очень хотелось бы послушать их... Особенно если учесть, что все участвующие - профессиональные военные. Получается, это были обычные разговоры о работе, которые сейчас считаются дурным тоном Видимо, отношение поменялось, потому что сейчас профессий намного больше и любой разговор о работе (причем именно о самой работе, а не об отношениях с коллективом и т.п.) неизбежно становится узкоспециальным и непонятным...
И опять поражает отсутствие секретности. И крепости-то ему показывают, и карты срисовывать дают, и организацию войск обсуждают... Не представляю такое сейчас.