Пока оно компилируется...
Пра иностранцев в России
Господствующим вероисповеданием в слободе давно уже было лютеранское. Католицизм преобладал среди московского иноземческого населения только до второй половины 16 века; население первой яузской слободы уже было по преимуществу лютеранское. Дело в том, что католицизм был в Москве известен и подозрителен, как вера соседнего Польско-литовского государства. Церковь с давних пор воспитывала русское население в ненависти к "латинству". Опыт смутного времени мог только усилить это враждебное отношение. И, действительно, правительство, призывая со всех сторон иностранцев, внимательно следило за тем, чтобы как-нибудь не проник в Московское государство латинник. Когда в числе солдат, навербованных Лесли в Европе, оказываются католики, правительство немедленно выпроваживает их за границу на казенный счет. В течение всего столетия католикам так и не удается, несмотря на все старания, добиться разрешения иметь в Москве свою церковь, по примеру давно разрешенных лютеранской и реформатской. К протестантским исповеданиям правительство относится, напротив, очень терпимо, - по-первых, потому, что относительно них оно не связано никакой традицией, никакими историческими прецедентами, во-вторых, потому, что как более далекое от православия, как еретическое, а не только схизматическое, протестантство кажется ему менее опасным для русского населения. Только к концу века (наверно всё-таки 17-го...) группируется в Немецкой слободе, около Гордона, небольшой католический кружок, но он уже не может изменить общего тона религиозной жизни в слободе.