Последний рабочий день в этом году был сегодня Часа в четыре вечера дельта ушла, мы заполнили отчеты и стали пить шампанское. Больше всего мне понравился тост от Оки: "Пусть нам всем Новый год принесет то, что Марине принес уходящий". Да уж, своя квартира мне б не помешала...
У нас на самом деле вполне нормальный отдел. Не, ну бывают конечно какие-то непонятки, но такого, как когда я только пришла - два человека тогда друг с другом из принципа не разговаривали, - такого нет. И покдопов за спиной тоже нет - потому что мы все равны. Ну почти. Вот из-за этого мне тоже нравится Ока - она распределяет работу по принципу "кто это может потянуть чисто физически", не глядя на нытье и претензии. Такому невлезучему человеку, как я, другой начальник и не нужен.
После работы пошли с маринкой по магазинам, гуляли и ржали. Метель, шампанское, я - Винни-Пух, потому что в шубе, и она Пятачок - потому что розовая
Дочитала книжку про смертную казнь. Понря, но видно, что автор писал до революции - "торжествующие идеалы гуманизма" лезут из всех щелей.
Смертная казнь в Англии
При обилии поводов для предания казни крестьян, казни были очень часты и многочисленны. Каждый сеньор для удовлетворения этой потребности имел у себя виселицу. Этот атрибут сеньоральной власти был так важен и так существен, что число столбов и крючков на виселицах выражало ту или другую степень, которую феодал занимал в лестнице. Герцог, занимавший первое место после короля, мог выстроить виселицу о шести столбах или как он хотел. За ним следовал барон, который мог иметь виселицу только о четырех столбах; шателен - только о трех; простой сеньор de haute justice - о двух столбах, со связами вверху и внизу, внутри и вне; господин со среднею юстицией - о двух столбах без связей.
Известно, что в Англии с XIV столетия крестьянин становится лично свободен; но экономическое и политическое положение его нисколько не улучшается. Обезземление крестьян, совершившееся вместе с личным их освобождением, развило в невероятной степени нищенство и бродяжничество, из которого английское законодательство сделало преступление, достойное смертной казни. В последние только 14 лет царствования Генриха VIII было казнено, на основании изданного им закона, 70 тыс. английских бедняков за бродяжничество с повторением; 70 тыс. при общем населении Англии в 4 млн. 500 тыс. душ! Законы о смертной казни за бродяжничество были возобновлены, и смертная казнь применяема при Эдуарде VI, Елизавете и Анне; в царствование Елизаветы число казненных английских бедняков простиралось до 19 тысяч. Во Франции в XVII столетии нищенство было развито не менее как и в Англии, и хотя оно преследовалось не с такою жестокостью, тем не менее и там встречаются законы, грозящие смертною казнью бродягам. Так, ордонансом 1581 г. предписано было бродягам оставить Париж и его предместья в течение 24 часов под угрозою - в первый раз - наказания плетьми, во второй - повешением и задушением.
По свидетельству Блакстона (1765 г., Англия), в его время было 160 преступлений, подлежавших безусловно смертной казни, т.е. на эти преступления не распространялась привилегия духовенства. Еще в первой четверти нынешнего (19-го) столетия количество смертных преступлений простиралось, по счету одних - до 150; по счету других - до 223; а по счету третьих - до 240; а если принимать исчисление немецкого тюрьмоведа Юлиуса, который свел в одну сумму всю массу смертных случаев, встречающихся в статутах, то оно доходит до 6 тыс. 789. Не имея возможности передать весь длинный список этих преступлений, я укажу на некоторые, которые могут характеризовать расточительность прежнего английского законодательства на смертные казни. Так, смертью наказывались: 1) злонамеренная порубка или уничтожение дерев; 2) злонамеренное увечье животных; 3) всякий, кто найден был вооруженным в лесу или на дровосеках, или в зверинце, или на дороге, или при воровстве дичи; 4) воровство выше одного шиллинга, если оно совершено в церкви, часовне или в лавке во время ярмарки, или, наконец, в частном доме, со взломом или испугом живущих в нем; 5) каждое мошенничество, совершенное над человеком в сонном состоянии или бодрственном, но так, что он не мог заметить; 6) воровство в лавке в обыкновенное время пяти шиллингов; 7) в жилом строении - 40 и больше шиллингов; 8) воровство лошадей, скота и овец; 9) воровство писем; 10) воровство на мануфактурах льна; 11) злонамеренное банкротство; 12) разрушение башен; 13) угрозы на письме; 14) побег преступников; 15) содомский грех; 16) скотоложство; 17) подделка монеты; 18) содействие этой подделке; 19) продажа, покупка и имение у себя инструментов для подделки и вывоз их из монетного двора; 20) окрашивание и подделка серебряной монеты в золотую или сообщение медной монете вида серебряной; 21) подделка печатей, штемпелей, банковых билетов, всяких публичных бумаг и документов.
По исчислению Дюбуа, на каждый год из последних 14 лет царствования Генриха VIII приходится по 5 тыс. казней за бродяжничество; если даже, следуя исчислению Ромильи, разложить 72 тыс. казней на целое его царствование, все-таки на каждый год его царствования с 1509 по 1547 г. придется по 2 тыс. казней. На каждый год царствования Елизаветы (с 1558 по 1603 г.) упадает по 400 казней. А по свидетельству лорда Галя, писателя XVII столетия, в его время одним акцизным судом было казнено зараз 30 человек. По таблицам, изданным Говардом, в Лондоне с 1749 по 1772 г. было приговорено к смертной казни 1 тыс. 121 человек, из них действительно казнено 678 человек; в округе Майдлэндт с 1750 по 1772 г. казнено 106 человек, а в округе Норфольк в тот же период - 117 человек. По таблицам Юлиуса, с 1810 по 1826 г. в Лондоне и принадлежащем ему Мидльсекском округе приговорено было к смертной казни 2 тыс. 755 человек, а в тот же период в целой Англии и Уэльсе 15 тыс. 652 человека. Даже в 1831 г. в Англии с Уэльсом (без Шотландии и Ирландии) произнесен был 1 тыс. 601 смертный приговор.
По законам английским, изданным и действовавшим в разное время, наряду с самыми важными преступлениями, причислены были к оскорбленью величества следующие действия: простые оскорбительные или которые можно было истолковать в оскорбительном смысле слова; так, при Эдуарде IV казнен был один лондонский буржуа, который сказал: я хочу сделать моего сына наследником престола, разумея под престолом свой собственный дом; сочинения, направленные против правительства; плотское сношение с женою короля, со старшею его незамужнею дочерью или с женою наследника престола; (то есть на младших дочерей наплевать...) подделка большой государственной печати, частной печати короля, а также подделка монеты. При Генрихе VII список действий, отнесенных к оскорблению величества, увеличен был причислением к ним обрезывания монеты, насильственного увода из тюрьмы государственного преступника, поджога дома с целью произвести воровство, похищения скота в Уэльсе, проклятия короля в словах или публичных сочинениях, отказа отречься от папизма, покушения на стыдливость королевы даже в простых выражениях. По законам Елизаветы карались смертию как оскорбление величества поддержка папской юрисдикции в королевстве, несогласие священника-паписта по возвращении в Англию признать в течение 3 дней англиканское исповедание; по законам Якова I - примирение с папою, принятие от него буллы, сношение посредством писем, посылок, выдачи денег или других услуг с претендентом.
Нигде закон, как выше было показано, до такой степени не расходился с жизнью, как в Англии. Поэтому ни один европейский законодатель XIX в. не поставлен был обстоятельствами в такую необходимость произвести столько отмен смертных казней, в какую поставлен был английский. Отмена смертной казни в Англии начинается с 1808 г. В этом году Самуил Ромильи, известнейший адвокат своего времени, внес в Палату депутатов билль об отмене смертной казни за воровство-мошенничество в 12 пенсов; Палата приняла билль. Ободренный этим успехом, Ромильи в 1810 г. внес в Палату три новых билля: об отмене смертной казни за воровство 5 шиллингов из лавки, 40 шиллингов из жилого дома, за воровство с судов и льна из фабрики. Но эти билли не прошли как в этом году, так в 1811, 1813 и 1816 г., каждый раз, когда он их вносил. С этих пор до 1830 г. отмена смертной казни была остановлена, за исключением закона 1820 г., которым король Георг IV за злостное банкротство назначил вместо смертной казни ссылку. С 1830 г., вследствие петиции, поданной в парламент за подписью 1 тыс. банкиров из разных городов, была отменена смертная казнь за подделку банковых билетов. Но настоящая эпоха отмены смертной казни в Англии начинается с того времени, когда было расширено представительство английского народа и в парламент были допущены в значительном количестве депутаты из среднего сословия, лучше понимающего потребности страны. В 1832 г. были изданы три очень важных закона: первым, 23 марта, отменена была смертная казнь за подделку монеты; вторым, 11 июля, - за воровство лошадей, скота, овец и за воровство в жилом доме; третьим, 16 августа,за многие подлоги. В 1833 г. смертная казнь была уничтожена за насильственное вторжение в дом, в 1834 г, - за возвращение из ссылки, в 1835 г, - за святотатство и кражу писем. Но как еще недостаточны были эти законы, видно из того, что, уничтожив смертную казнь за большую часть подлогов, они не отменили ее за составление духовного завещания и других подобных актов, за употребление этого акта со знанием, что он фальшивый, за подделку доверенности на получение капитала из публичного банка. Смертная казнь за эти преступления была уничтожена в 1837 г., вместе с уничтожением ее за многие другие преступления. 17 июля этого года было издано несколько законов, которыми уничтожена была смертная казнь за большую часть преступлений, подлежавших до тех пор этому наказанию.
Смертная казнь была отменена законом 22 июня 1841 г. еще за следующие преступления:
1) за скрытие или утайку чиновниками английского банка и компаний состоящих в их руках счетов, доверенностей и других бумаг, также денег и других принадлежностей, за тайное приложение штемпелей и печатей, за употребление вместо золота и серебра других металлов;
2) за возвращение ссыльных из колоний;
3) за изнасилование во всех случаях;
4) за разрушение церквей и капищ;
5) за разрушение зданий, назначенных для торговли, а также какой-нибудь машины на мануфактурах или в рудниках.
После этой отмены смертная казнь в Англии оставлена за следующие преступления:
1) за государственную измену;
2) предумышленное убийство;
3) за телесные повреждения с намерением лишить жизни;
4) за покушение на жизнь другого при вторжении в дом;
5) за разбой, сопровождавшийся ранами;
6) за морской разбой с нанесением оружием ран;
7) за поджог жилого здания, в котором кто-нибудь находится;
8) за поджог корабля или магазина, принадлежащего кораблю;
9) за выставку маяков с намерением подвергнуть опасности корабль;
10) за поджог, крушение или разрушение корабля с намерением лишить кого-нибудь жизни;
11) за противоестественное плотское соединение.
В 1861 г. после ревизии уголовных статутов смертная казнь была оставлена только за государственную измену, предумышленное и умышленное убийство и покушение на оные.
Способы казни (впечатлительным не лезть!)
1) Повешение. Этот способ казни был одним из самых употребительных у всех народов. Самое повешение производилось разнообразными способами. Сначала вешали на деревьях; впоследствии - на столбах, на особо устроенных виселицах, на воротах и башнях зданий. Особый вид повешения, приобретший такую историческую известность, - это повешение на кресте головой вверх или вниз. Он был в большом употреблении на Востоке, в Греции и Риме для рабов. В Индии вешали на берегу Ирравади так, чтобы прилив медленно затопил осужденного. Повешение на кресте есть один из мучительнейших видов повешения, потому что смерть происходит не вдруг от задушения, а медленно, вследствие голода, жажды и различных истязаний. У христианских народов крест не употреблялся, по благочестивому воспоминанию о крестной смерти Христа Спасителя. В Германии для отягчения казни преступников, в особенности из евреев, вешали их вместе с двумя собаками или двумя волками; тяжких воров украшали пред вешанием смешным образом; чем тяжелее было воровство, тем выше вор был вешаем. Повешение в Европе считалось более тяжким и более бесславным, чем, например, отсечение головы. Оттого оно было преимущественно казнью, которою карали преступников из народа; преступники из привилегированных классов были казнимы посредством отсечения головы. Женщины вместо повешения были сжигаемы или утопливаемы. Повешение в конце прошедшего столетия вышло из употребления в большинстве государств Европы; в настоящее время оно употребляется в Австрии, в Англии и России.
2) Отсечение головы. Способ в старое время употребительный не менее предыдущего. Отсечение совершается посредством меча, топора и, наконец, машины. В Западной Европе отсечение головы было казнью преимущественно дворян. Казнь посредством топора и меча иногда сопровождается мучениями вследствие неверности удара: бывали случаи, что палач делал 10 и более ударов, пока успевал отрубить голову. Вследствие этого в конце прошлого столетия во Франции введена была особая машина, получившая название гильотины от имени доктора Гильотена, предложившего ее ввести. Машина эта, хотя редко, была и прежде в употреблении в Италии, Англии, Шотландии и Голландии. Несмотря на свое превосходство пред мечом и топором, гильотина долго была предметом суеверного страха, как орудие революционных казней, и только в последнее время ее приняли, кроме Франции, и в других государствах, именно: в Саксонии, Гессене, Баварии, Бадене, Веймаре, Ганновере, Цюрихе, Люцерне, С. Галлене и Шафгаузене.
3) Кипячение в масле, в вине, в воде. Этим способом в Германии казнили за отцеубийство, за убийство родственников и господина, за употребление фальшивых документов и особенно за подделку монеты. Во Франции таким образом казнили за подделку монеты. В Poccии Иван Грозный кипятил в котлах людей, обвиняемых им в измене. Казнь эта состояла в том, что осужденного садили в котел, налитый водой или другим веществом, вдевали его руки в кольца котла и ставили последний на огонь; воду в котле нагревали медленным огнем.
4) Колесование. Этот способ был в употреблении еще в Риме времен императорства; в Германии он рано появляется; во Франции первоначально был введен в употребление путем обычая, а потом утвержден законом Франциска I; в Poccии к нему прибегали в XVII столетии, но он входит в частое употребление со времен Петра I и получает утверждение законом с изданием Воинского устава. Способ колесования состоял в следующем: к эшафоту привязывали в горизонтальном положении андреевский крест, сделанный из двух бревен. На каждой из ветвей этого креста делали две выемки расстоянием одна от другой на один фут. На этом кресте растягивали преступника так, чтобы лицом он обращен был к небу; каждая оконечность его лежала на одной из ветвей креста, и в месте каждого сочленения он был привязан к кресту. Затем палач, вооруженный железным четырехугольным ломом, наносил удары в часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкою. Этим способом переламывали кости каждого члена в двух местах. Операция оканчивалась двумя или тремя ударами по животу и переломлением спинного хребта. Разломанного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо так, чтобы пятки сходились с заднею частью головы, и оставляли его в таком положении умирать. В Германии таким способом казнили убийц, совершивших преступление в засаде, во Франции кроме того - воров на больших дорогах.
5) Четвертование и разрывание. Привязывание преступника к конскому хвосту для разметания известно было многим первобытным народам. Разрывание в клочки встречается у римлян времен императоров. Но наибольшую известность у новых европейских народов приобрело четвертование, бывшее в употреблении во Франции, Англии, Германии, Италии и России. Этим способом казнили за оскорбление величества, за покушение на жизнь государя и иногда за измену. Это была едва ли не самая лютая казнь. Преступника, положенного спиною на эшафот высотою в три с половиною дюйма, прикрепляли железными оковами, которые охватывали грудь, шею, нижнюю часть живота и бедра. Цепи прикреплены были к эшафоту так крепко, что привязанное тело в состоянии было противиться ycилию лошадей. Далее привязывали к руке преступника орудие совершения преступления и жгли ее серным огнем. Затем клещами рвали мясо в разных частях тела и в раны лили сплав свинца, масла, смолы и серы. Наконец, каждый член пристегивали к лошади, и сначала заставляли лошадей делать небольшие порывы вперед, что причиняло казнимому страшные мучения, а потом заставляли тянуть из всех сил, причем сопротивление сухожилий и связок было так велико, что нужно было рассекать связь костей. Тогда каждая лошадь отрывала часть, к которой она была привязана. В заключение все части тела сносимы были к туловищу, оставшемуся на эшафоте, - и все это бросали на зажженный костер. Пепел преступника пускали по ветру. Так во Франции были казнены Равальяк в 1610 г., Дамиен в 1757 г. и некоторые другие. В Китае до сих пор остается в употреблении казнь, известная в Европе под именем разрезывания на 10 тысяч частей, за политические преступления, за убийство отца и мужа. Она состоит в следующем: осужденный, совершенно раздетый, растягивается и привязывается к мраморному столу. Палач вынимает орудия казни из ящика, наполненного ножами разнообразной формы и закрытого покрывалом. Каждый нож, лежащий в ящике, имеет надпись, которою обозначается его специальное употребление. Так, один назначен для вырывания глаза, другой - для отрезывания ногтей, третий - руки, четвертый - для половых органов и так далее; не забыта ни одна часть тела. Палач берет из ящика нож, какой попадется, и производит ту операцию, которая на нем написана.
6) Сожжение. Способ казни один из употребительнейших у всех почти народов восточных и западных, древних и новых. У евреев сжигали за плотские преступления. Этот способ казни известен был грекам. У римлян сжигали за политические преступления, при цезарях - за поджоги, колдовство, святотатство, отцеубийство и в некоторых случаях за оскорбление величества, словом, - в 24 случаях. У всех новых европейских народов сожжение было казнью, специально назначенною для еретиков и ведьм, а также за преступления, вообще подсудные церковным судам, как, например, богохульство, мужеложство и скотоложство, прелюбодеяние и т.п. Сожжением казнили также поджигателей, как то: в Риме, России и Германии; а также женщин взамен повешения; или за специальные преступления, как то: убийство мужа. Процесс этой казни состоял в следующем: осужденного привязывали к виселице, наперед обложенной костром, высотою в 6 футов, сложенным из хвороста, соломы и дров, с тесным промежутком для того, чтобы пройти осужденному. Осужденный, одетый только в пропитанную серою рубашку, восходил на костер, и его привязывали к виселице железными цепями. Затем закладывали костер и поджигали со всех сторон. Иногда, для увеличения мучений, закладывали в секретные части тела горючие вещества или жгли на медленном огне. В дневнике Берхгольца рассказан случай сожжения на медленном огне в царствование Петра I одного раскольника за оскорбление святыни.
7) Закапывание живым в землю. Эта казнь была специально назначена для наказания женщин, хотя в виде исключения ею карали и мужчин. Была в употреблении в Греции. В Риме этим способом казнили весталок за нарушение обета девства. У новых народов закапывали в землю женщин в том случае, когда мужчин вешали и колесовали: преимущественно же за нарушение супружеской верности, за некоторые плотские грехи, иногда за убийство вообще; в Poccии специально за убийство мужа; у древних германцев трусов погружали в грязь или топь. В Германии делали яму под виселицей: в эту яму бросали терновник, крапиву и горячие угли и потом клали осужденного, которому затем вбивали кол в сердце. По саксонскому праву прелюбодея клали в яму вместе с прелюбодеицей. Иногда оставляли отверстие, чрез которое подавали пищу закопанному. В России существовал особый способ закапывания в землю жен за убийство мужей. Осужденную с завязанными назад руками зарывали в землю до самых плеч и землю вокруг ней обтаптывали ногами. Зарытой таким образом не давали ни пить, ни есть и держали ее в этом положении, пока она не умирала. Агония продолжалась день, два, три, а иногда и до шести. Подобная казнь существовала на Востоке, с тем различием, что там закопанного не стерегли, как в Poccии, а оставляли нарочно на съедение диким зверям.
8) Утопление. Применялось в Греции. В Риме отцеубийц после публичного телесного наказания зашивали в кожаный мешок вместе с кошкой, обезьяной и змеей и бросали в реку. Этот способ казни за отцеубийство был впоследствии занят у римлян народами Западной Европы. Так, он был в употреблении у германцев и французов, принят был в Литовском статуте как казнь за отцеубийство и мужеубийство с тем различием, что разнообразили животных. Кроме этого особенного способа, употреблялось обыкновенное утопление. В Новгороде обыкновенно осужденных бросали с моста в Волхов. До Петра в Росcии пускали преступника под лед, для чего осужденных берегли, пока реки покроются льдом. В Англии и Франции обыкновенное утопление тоже было в употреблении.
9) Содрание кожи. Этот способ казни был в употреблении в Германии, Франции и Англии.
10) Вытягивание кишок. Казнь, известная в Германии; этим способом казнили за воровство земледельческих орудий и за сдирание с деревьев коры. В юго-западной России этою казнью, по преданию, казнили за воровство пчел. Казнь эта состояла в том, что вытянутую из разрезанного живота кишку приколачивали гвоздем к дереву и осужденного заставляли ходить вокруг дерева до тех пор, пока он не умирал.
11) Сажание на кол и пробитие колом. Практиковалось в Индии. Встречается в Германии, где оно было в обычае как наказание за воровство лошадей, изнасилование и детоубийство. В случае изнасилования, заостренный дубовый кол ставили на грудь преступника и вбивали: первые три удара делала жертва преступления, остальные - палач. В Poccии сажали на кол государственных преступников: этим способом Иван Грозный казнил бояр; его употребляли при Петре I; в 1738 г. посажены были на кол самозванец Миницкий и его сообщник священник Могила.
12) Заливание горла свинцом. Этим способом казнили преступников в Индии, в Риме. В Poccии - за делание фальшивой монеты. В Германии или заливали расплавленным свинцом горло, или забивали свинцовые пробки или пули в задние части.
13) Низвержение со скалы или возвышенного места. Казнь эта была в большом употреблении в Греции и Риме; не безызвестна была и в Германии.
14) Удушение. Употреблялось в Греции и Риме и обыкновенная казнь в Испании.
15) Отдача на съедение диким зверям. Казнь, известная на Востоке; прорoк Даниил был брошен в яму на съедение львам. По законам Maнy, прелюбодейцу бросали на съедение собакам. Подобным же образом прелюбодеев казнили в древней Пруссии. Казнь эта была в обычае у греков. Но самое большее применение она имела в Риме; этим способом казнили рабов, провинциалов и вообще лиц низшего класса. Она также была известна германцам и скандинавам.
16) Топтание ногами животных. В Индии и Македонии - ногами слонов или лошадей, в Германии - лошадей.
17) Побитие камнями. Обыкновенная казнь у евреев; была известна грекам, скандинавам и германцам.
18) Голодная смерть. В Греции, для увеличения страданий, осужденного на голодную смерть садили за богато убранный стол. Казнь эта была известна новым народам Европы.
19) Отравление. Довольно часто употребляемая казнь в Греции (Сократ) и в Риме (Сенека). Она была известна и другим народам. Иван Грозный иногда прибегал к этому способу.
20) Засечение. Казнь, самая употребительная в Риме; как позорная, она в последствие времени была отменена для римских граждан. В Турции обыкновенная казнь. В средние века часто встречалась у европейских народов. До отмены кнута и шпицрутенов обыкновенная казнь в Poccии.
21) Расстреляние. Казнь военных: она до сих пор в целой Европе сохраняет тот же характер.
Исчисленные здесь способы смертной казни могут дать только приблизительное понятие о тех изысканных жестокостях, которыми в это время сопровождалась смертная казнь. Способы эти разнообразились до бесконечности: осужденный редко был казним одним способом; существовал обычай соединять несколько казней вместе. Пред главной казнью осужденного подвергали ординарной и экстраординарной пытке; он должен был выполнить обряд, известный под именем l'amande honorable; затем отсекали ему одну или две руки, вырезывали язык или рвали раскаленными щипцами и железными когтями самые мясистые части тела; с вешанием соединяли колесование и сожжение; с сожжением соединяли вскрытие внутренностей, причем палач потрошил осужденного и копался в его внутренностях, как римский авгур или анатом. Закон в это время не определял, каким способом должно казнить за то или другое преступление; этот вопрос был решаем по обычаю и усмотрению судьи. Можно положительно сказать, что все разнообразные способы смертной казни вошли в обычай помимо закона, и в последствие времени только некоторые из них утверждены были законом. Но и это утверждение нисколько не стесняло судью в выборе того или другого способа. Тяжесть преступления, поведение преступника, повторение преступления давали ему обычаем установленное право отягощать казнь, соединять один способ с другим и даже изобретать новые.
Так, когда в 1757 году Дамиен сделал покушение на жизнь Людовика XV, следователи и судьи обратились ко всем судам Франции и просили их сообщить, какие они употребляют способы пыток и казней, желая этим путем узнать наиболее жестокие. Что судьи имели полный произвол выбирать и изобретать казни, это видно из того, что они определяли не только те казни, о которых говорилось в законе, но и те, которые там не были указаны. Ни в одном русском законодательном памятнике не упоминается о сажании на кол и об утоплении, между тем оба эти способа казней были в большем или меньшем употреблении. Четвертование, в первый раз упоминаемое в законах Петра, существовало в России гораздо раньше Петра. Подобные же явления повторялись и на Западе.
Последний рабочий день в этом году был сегодня Часа в четыре вечера дельта ушла, мы заполнили отчеты и стали пить шампанское. Больше всего мне понравился тост от Оки: "Пусть нам всем Новый год принесет то, что Марине принес уходящий". Да уж, своя квартира мне б не помешала...
У нас на самом деле вполне нормальный отдел. Не, ну бывают конечно какие-то непонятки, но такого, как когда я только пришла - два человека тогда друг с другом из принципа не разговаривали, - такого нет. И покдопов за спиной тоже нет - потому что мы все равны. Ну почти. Вот из-за этого мне тоже нравится Ока - она распределяет работу по принципу "кто это может потянуть чисто физически", не глядя на нытье и претензии. Такому невлезучему человеку, как я, другой начальник и не нужен.
После работы пошли с маринкой по магазинам, гуляли и ржали. Метель, шампанское, я - Винни-Пух, потому что в шубе, и она Пятачок - потому что розовая
Дочитала книжку про смертную казнь. Понря, но видно, что автор писал до революции - "торжествующие идеалы гуманизма" лезут из всех щелей.
Смертная казнь в Англии
Способы казни (впечатлительным не лезть!)
У нас на самом деле вполне нормальный отдел. Не, ну бывают конечно какие-то непонятки, но такого, как когда я только пришла - два человека тогда друг с другом из принципа не разговаривали, - такого нет. И покдопов за спиной тоже нет - потому что мы все равны. Ну почти. Вот из-за этого мне тоже нравится Ока - она распределяет работу по принципу "кто это может потянуть чисто физически", не глядя на нытье и претензии. Такому невлезучему человеку, как я, другой начальник и не нужен.
После работы пошли с маринкой по магазинам, гуляли и ржали. Метель, шампанское, я - Винни-Пух, потому что в шубе, и она Пятачок - потому что розовая
Дочитала книжку про смертную казнь. Понря, но видно, что автор писал до революции - "торжествующие идеалы гуманизма" лезут из всех щелей.
Смертная казнь в Англии
Способы казни (впечатлительным не лезть!)