Вот я всегда подозревала, что феминизм в Америке какие-то причины имеет, кроме отмороженности отдельных представителей американского женского сообщества. Ну не может пара отморозков поднять такую волну ни с того ни с сего. Сегодня, читая диссертацию Сокольской В.В. "Гендерные стереотипы на рынке труда (на примере монопрофильного города)", наткнулась на положение женщин в Америке середины прошлого века. И поняла, что если б я в такой стране росла - ушла б не то что в феминистки, а в радикальные лесбиянки, чисто из чувства противоречия.
Про основную концепцию распределения женских и мужских ролей в социуме, действовавшую в Америке до начала 1970-х.Про основную концепцию распределения женских и мужских ролей в социуме, действовавшую в Америке до начала 1970-х.
Первая собственно социологическая концепция структуры женских и мужских ролей была выдвинута американским социологом Талкоттом Парсонсом (Parsons T., Bales R. Family, Socialization and Interaction Process. – L., 1956), хотя в его теории эта концепция носит характер иллюстрации к общетеоретическим построениям структурного функционализма. По Парсонсу, общество всегда стремится к состоянию динамического равновесия и стабильности. Отдельные элементы совокупной социальной структуры выполняют функциональную роль по поддержанию стабильности, интеграции и развития всей системы. Социальные конфликты и противоречия оцениваются им как болезни, а факторы, способствующие возникновению противоречий – как дисфункциональные явления в жизни общества. Задача социологии, считает Парсонс, заключается в выявлении социальных механизмов поддержания стабильности общества и его элементов, то есть в социальной терапии. Иными словами, функциональнизм основывается на предположении, что «то, как обстоят дела – это то, как они должны обстоять». Именно с этих позиций Парсонс и предпринимает анализ американского общества, которое, по существу, и было основным объектом его исследований. Рассматривая изменения, которые произошли с американской семьей к середине прошлого столетия, Парсонс выделяет изоляцию нуклеарной семьи от системы родства и перемещение ряда функций к другим социальным институтам. Базисными и нередуцируемыми функциями семьи он считает социализацию детей и стабилизацию личности взрослых членов семьи. Механизмом, обеспечивающим равновесие и стабильность самой системы социального взаимодействия, является, по его мнению, функциональное разделение сфер деятельности, или дифференциацию ролей. Дело в том, что для существования любой социальной системы, с его точки зрения, необходимо выполнение так называемых инструментальной и экспрессивной функций. Инструментальная функция обеспечивает отношения системы – в данном случае семьи – с внешним миром, обеспечивает средства к существованию. Экспрессивная функция – это поддержание интеграции членов семьи, установление моделей отношений и регулирование уровня напряженности членов союза. Парсонс утверждает, что один и тот же человек не может выполнять одновременно и инструментальные (требующие властности и жесткости), и экспрессивные (предполагающие мягкость и умение погасить конфликт) функции. Именно поэтому, констатирует он, разделение этих ролей глубоко функционально и существует во всех системах социального взаимодействия.
Далее Парсонс делает следующий вывод: роль инструментального лидера в семье всегда принадлежит мужчине, а женщина – это экспрессивный (эмоциональный) лидер. «Фундаментальное объяснение распределения ролей между биологическими полами, - пишет Парсонс, - лежит в том факте, что рождение детей и уход за ними создает строгую презумпцию первичности отношений матери к маленькому ребенку… Первичность отношений матери к ребенку ведет к тому, что мужчина, устраненный от этих биологических функций, должен специализироваться в альтернативном, инструментальном направлении».
Фактически, это – общая модель дифференциации половых ролей в индустриальном обществе. «Американский мужчина, по определению, должен содержать семью. Его первичная сфера деятельности – приносить деньги, быть кормильцем», - писал единомышленник Парсонса Морис Зелдич. Профессиональная деятельность мужчины имеет чрезвычайное значение для семьи не только потому, что является основным (а иногда и единственным) источником средств существования для семьи, но и потому, что величина дохода и престижность работы мужчины определяют социальный статус, стандарт и стиль жизни семьи в целом. «Единственный способ быть настоящим мужчиной в нашем обществе – это иметь престижную работу и зарабатывать на жизнь», - утверждает Парсонс.
Для женщин, по его мнению, основным является «статус жены своего мужа, матери его детей и личности, ответственной за домашнее хозяйство».
Доминирующими женскими ролями являются роли жены, матери, домохозяйки. Социально престижная профессиональная деятельность мужчины предполагает его главенство в семье, а домашний труд, названный Парсонсом псевдозанятием, - ее подчиненную роль. Такая сегрегация ролей интерпретируется им как механизм подавления возможного разрушительного для брака и семьи соревнования между супругами за власть, статус, престиж, и объявляется глубоко функциональной.
Парсонс утверждал, что работа замужней матери не несет отрицательных последствий для супружества только в том случае, если она является не «карьерой», а просто «занятостью», не вносит существенного вклада в бюджет, то есть лежит за пределами «соревнования с мужем» и не подрывает экономических основ его самоуважения. Но даже в этом случае, считает он, работа женщины вызывает нестабильность брака. Читала давно-давно роман женский, в котором героиня переживала, что "ради развлечения" оформляя друзьям интерьеры, заработала себе ажно на целое платье, и не знала, как мужу об этом сказать - он же почувствует себя несостоятельным! Когда в конце концов сказала - был скандал, закончившийся разводом. Я еще тогда подумала, что они оба идиоты - а оказывается это обычная мужская реакция того времени и той страны... Роман написан году эдак в 1975, и раз это описывали - значит, у большинства читательниц отторжения на уровне "ну и идиоты" ситуация не вызывала.
Первоначально Парсонс отмечал, что описанная ролевая модель относится к городской семье среднего класса, и предостерегал от расширительного толкования этой модели. Позже он признал такую структуру соответствующей урбанизированному и индустриальному американскому обществу в целом. По мере роста влияния теории структурно-функционального анализа Парсонс и его последователи стали утверждать, что эта модель универсальна и инвариантна, то есть характерна не только для семьи в любом обществе, но и для общества в целом: мужчины в принципе всегда выполняют экономические функции, женщины – эмоционально-терапевтические.
Теория структурно-функционального анализа Т. Парсонса и концепция разделения инструментальных и экспрессивных функций в семье играли ведущую роль в американской социологии вплоть до начала 70-х годов ХХ века. Большинство из работ тех лет, посвященных проблемам половых ролей, следовали высказанным Т. Парсонсом идеям.
Реквизиты книги
Название: Гендерные стереотипы на рынке труда
Автор: В.В. Сокольская
Год: 2003
Страниц: 198
Формат: pdf
Размер: 0,8 Мб
Качество: отличное
Язык: русский
www.onlinedisk.ru/file/254674/
infanata.ifolder.ru/14796422
Вот я всегда подозревала, что феминизм в Америке какие-то причины имеет, кроме отмороженности отдельных представителей американского женского сообщества. Ну не может пара отморозков поднять такую волну ни с того ни с сего. Сегодня, читая диссертацию Сокольской В.В. "Гендерные стереотипы на рынке труда (на примере монопрофильного города)", наткнулась на положение женщин в Америке середины прошлого века. И поняла, что если б я в такой стране росла - ушла б не то что в феминистки, а в радикальные лесбиянки, чисто из чувства противоречия.
Про основную концепцию распределения женских и мужских ролей в социуме, действовавшую в Америке до начала 1970-х.
Реквизиты книги
Про основную концепцию распределения женских и мужских ролей в социуме, действовавшую в Америке до начала 1970-х.
Реквизиты книги