Когда шведский король Густав III (1746-1792) посетил Париж, к нему явилась засвидетельствовать почтение депутация французских ученых. Они поздравили короля с тем, что среди его земляков и подданных такой выдающийся человек, как Карл Шееле, открыватель марганца, хлора, глицерина, лимонной кислоты и многих других веществ. Королю стало стыдно признаться, что даже не слышал о знаменитом химике, и он отделался общими фразами.
На следующий же день король послал гонца в Стокгольм с приказом немедленно возвести Шееле в рыцарское достоинство. "Приказ его величества надо выполнить, - сказал премьер-министр, - но кто этот Шееле?". Одному секретарю поручили навести справки, и через час тот явился с полной информацией: Шееле - отличный парень, лейтенант артиллерии, меткий стрелок, а вдобавок замечательно играет на бильярде.
Лейтенант тут же стал графом, а великий химик так и остался неведомым для короля и его придворных.
(с)А меня он заинтересовал.Карл Вильгельм Шееле (швед. Carl Wilhelm Scheele; 9 декабря 1742, Штральзунд, — 21 мая 1786, Чёпинг) — шведский химик, по образованию и профессии — фармацевт.

Родился он в Штральзунде в Померании, которая тогда входила в состав Швеции, в семье пивовара и торговца зерном. Шееле учился в частной школе в Штральзунде, но уже в 1757 г. переехал в Гётеборг. Поскольку родители не имели средств для того, чтобы дать ему высшее образование (Карл быль седьмым сыном в семье), он стал учеником аптекаря и активно занимался самообразованием. Работая в аптеке, Шееле достиг большого искусства в химическом эксперименте. Проработав восемь лет в Гётеборге, Шееле переехал в Мальмё, где смог по вечерам заниматься научными исследованиями в лаборатории аптекаря. Затем Шееле работал в аптеках Стокгольма (1768-1769), Упсалы (1770-1774) и, наконец, в 1775 г. приобрёл аптеку в Чёпинге, где и занимался исследованиями до конца жизни.

Шееле открыл многие неорганические вещества. В 1774 году показал, что пиролюзит (природная двуокись марганца), считавшийся разновидностью магнитного железняка, — соединение неизвестного металла. Получил хлор действием соляной кислоты на пиролюзит при нагревании, 1774 год; глицерин (действием свинцового глёта на растительные и животные жиры); из природных минералов молибденита и "тунгстена" ("тяжелый камень" со шведского, позднее этот минерал переименовали в шеелит) — соответственно оксиды молибдена (1778) и вольфрама (1781).
Шеелит (CaWO4), назван в честь Карла Шееле:

Шееле открыл тетрафторид кремния (1771), оксид бария (1774), мышьяковистый водород (1775). Им выделены и описаны свыше половины известных в XVIII в. органических соединений, в т.ч. виннокаменная (1769), молочная (1780), мочевая (1776), циануровая, бензойная и слизевая кислоты, этиловые эфиры уксусной, бензойной и др. кислот. В 1782 г. он выделил синильную кислоту, он же впервые описал способы выделения щавелевой, лимонной (1784), яблочной (1785) и пирогалловой (1786) кислот.
Он же открыл краситель, который сейчас практически не используется из-за токсичности - "Зелень Шееле" (CuHAsO3).

В свое время он был очень популярен - "зеленью" окрашивали обои и писчую бумагу, хлопок и лен, свечи и детские игрушки, также его использовали при приготовлении "зеленого бламанже" - сладости из шотландского города Greenock. После открытия ядовитых свойств красителя (в 1930 его предложили использовать в качестве инсектицида) шотландцы стали испытывать предубеждение перед сластями зеленого цвета.
Шееле впервые подробно описал хлор в своем трактате о пиролюзите (минерале с основной формулой MnO2). Нагревая пиролюзит с соляной кислотой, он заметил запах, характерный для царской водки, собрал и исследовал желто-зеленый газ, порождавший этот запах, и изучил его взаимодействие с некоторыми веществами.

Шееле первым обнаружил действие хлора на золото и киноварь (в последнем случае образуется сулема) и отбеливающие свойства хлора.
Он не считал вновь открытый газ простым веществом и назвал его «дефлогистонированной соляной кислотой». Говоря современным языком, Шееле, а вслед за ним и другие ученые того времени полагали, что новый газ – это окисел соляной кислоты. Несколько позже Бертолле и Лавуазье предложили считать этот газ окислом некоего нового элемента «мурия». В течение трех с половиной десятилетий химики безуспешно пытались выделить неведомый мурий.
Сторонником «окиси мурия» был поначалу и Дэви, который в 1807 г. разложил электрическим током поваренную соль на щелочной металл натрий и желто-зеленый газ. Однако, спустя три года, после многих бесплодных попыток получить мурий Дэви пришел к выводу, что газ, открытый Шееле, – простое вещество, элемент, и назвал его chloric gas или chlorine (от греческого χλωροζ – желто-зеленый). А еще через три года Гей-Люссак дал новому элементу более короткое имя – хлор.
Но вернемся к Карлу Шееле. Слава его как выдающегося экспериментатора распространилась далеко за пределы Швеции; прусский король Фридрих II приглашал его занять кафедру химии в Берлинском университете, однако Шееле отклонил приглашение. В 1775 г. за выдающиеся достижения в области химии он был избран действительным членом Шведской королевской Академии наук (той самой, что присуждает сейчас нобелевки по химии и физике), став единственным учёным, который удостоился этой части, не имея высшего образования.
Есть мнение (которое повторяет и русская вики), что он погиб, отравившись синильной кислотой, которую сам же и выделил. Но поскольку между этим открытием и предположительным отравлением прошло больше 10 лет, маловероятно, что настолько опытный химик решился попробовать кислоту, "чтобы узнать ее вкус и указать его в описании", как гласит легенда. Намного вероятнее, что работая с множеством отравляющих веществ, в том числе с соединениями хлора, свинца и ртути, Шееле в конце концов получил смертельную дозу. На это же указывает и тот факт, что за два дня до смерти он женился на некоей вдове Поль, чтобы передать ей аптеку и остальное имущество.