Понравилось мне про яды писать. И про свинец. И про красители. Поэтому сегодня - свинцовые белила.
Только я злобное что-то...Как можно понять из названия, это белая краска на основе свинца. Состав - 2PbCO3·Pb(OH)2, получаются при обработке свинца уксусной кислотой с добавлением углекислого газа. Самый старый способ изготовления - берем горшок, глазированный изнутри, наливаем в него уксуса, добавляем спирально изогнутые свинцовые листы, закрываем сверху неплотно свинцовой заглушкой и закидываем в кучу с навозом на пару недель. Потом достаем наше сооружение и счищаем с внутренней поверхности крышки и с листов белый налет, промываем его, удаляя свинцовый сахар (сам карбонат в воде практически не растворим), высушиваем и продаем. Ну или перетираем с маслом и используем в живописи. При желании можно вместо чистого свинца взять оксид PbO, он же свинцовый глет.
При изготовлении белил в домашних условиях следует учитывать почти 100%-ную вероятность отравления путем вдыхания свинцовой пыли, поэтому заниматься этим желательно уже после рождения детей и только в том случае, если Вам не дорого собственное здоровье, психическое в основном - ибо свинцовую энцефалопатию никто не отменял. Поэтому в России запрещены промышленные малярные краски с содержанием свинца больше 2%, а с теми, которые разрешены, нельзя работать мужчинам до 18 лет и женщинам (видимо, предполагается, что жены мужчин старше 18 лет будут рожать детей от соседей, ибо мужское бесплодие свинец тоже вызывает).
Старая английская фабрика по производству белил.

Тем не менее, у свинцовых белил есть ряд достоинств: они быстро высыхают, очень белые и легко наносятся, поэтому среди художников они достаточно популярны - да, запрет не распространяется на краски для декоративных работ. Поэтому, Сол, когда займешься живописью, пожалуйста - не покупай их мне нравятся твои мозги и я не хочу их потерять, лучше бери титановые. Да, они сохнут дольше, но зато намного безопаснее и нормально взаимодействуют с другими красками (при использовании свинцовых белил с кобальтом синим и фиолетовым светлым, копут-мортуум, краплаком красным и ультрамарином возможно потемнение тона со временем, а с кобальтом фиолетовым темным, марганцовой голубой, охрой темной, марсом коричневым темным и светлым наблюдается высветление тона). Плюс при наличии в воздухе серы, т.е. в обычных городских условиях, свинцовые белила чернеют - хотя от этой напасти спасает лак.
Древние греки знали и умели получать свинцовые белила, но использовали их исключительно в качестве косметических средств - анализы сохранившихся в античной фресковой живописи белых красок показали, что основными их составными частями был мел, хорошо промытая белая глина, истолченная пемза. В общем, это и не удивительно - как я уже писала, белила почти не растворяются в воде. А вот древние красавицы и красавцы травились вовсю - может, это и послужило основанием для мнения "или умная, или красивая"?
При изучении красочного слоя фаюмских портретов, относящихся к I - III векам н.э., было установлено, что их живописный слой состоял из четырех красок: белой (свинцовых белил), желтой (охры), красной (земляной краски) и черной (угольной).

В широко известном манускрипте Теофила начала XII века описывается использование свинцовых белил в иконописи. Прежде всего, пережженая смесь свинцовых белил, киновари и черной охры использовалась для создания темно-зеленого фона, характерного для греко-итальянской школы.
Ченстоховская икона Божией Матери, Византия IX—XI веков (не, есть, конечно, мнение, что ее написал евангелист Лука, но мы его придерживаться не будем).

Смесью из свинцовых белил, киновари, жженой красной охры и красного свинца писали отрытые участи кожи на иконах, более светлые участи выделяли смесью белил с красной охрой, и уже чистыми белилами делали "оживки" - световые блики в виде тонких извивающихся или крючковатых линий, нанесенных на светлые места вокруг глаз, на лоб, нос, губы и даже на суставы пальцев.
Про использование белил в более позднее время я писать не буду - и так понятно, что единственный белый пигмент, использовавшийся в масляной и темперной живописи, применялся очень широко.
Старая реклама белил.

В 18 веке свинцовые белила широко применялись для покраски кораблей - они защищали деревянную обшивку от корабельных червей, морских двустворчатых моллюсков семейства Teredinidae, которые врезались в дерево при помощи усовершенствованной раковины и делали в нем ходы длиной до 5 метров. В принципе, они этим занимаются до сих пор, вернувшись к первоначальному ареалу обитания - как жили в мангровых зарослях, так и живут.
Только я злобное что-то...Как можно понять из названия, это белая краска на основе свинца. Состав - 2PbCO3·Pb(OH)2, получаются при обработке свинца уксусной кислотой с добавлением углекислого газа. Самый старый способ изготовления - берем горшок, глазированный изнутри, наливаем в него уксуса, добавляем спирально изогнутые свинцовые листы, закрываем сверху неплотно свинцовой заглушкой и закидываем в кучу с навозом на пару недель. Потом достаем наше сооружение и счищаем с внутренней поверхности крышки и с листов белый налет, промываем его, удаляя свинцовый сахар (сам карбонат в воде практически не растворим), высушиваем и продаем. Ну или перетираем с маслом и используем в живописи. При желании можно вместо чистого свинца взять оксид PbO, он же свинцовый глет.
При изготовлении белил в домашних условиях следует учитывать почти 100%-ную вероятность отравления путем вдыхания свинцовой пыли, поэтому заниматься этим желательно уже после рождения детей и только в том случае, если Вам не дорого собственное здоровье, психическое в основном - ибо свинцовую энцефалопатию никто не отменял. Поэтому в России запрещены промышленные малярные краски с содержанием свинца больше 2%, а с теми, которые разрешены, нельзя работать мужчинам до 18 лет и женщинам (видимо, предполагается, что жены мужчин старше 18 лет будут рожать детей от соседей, ибо мужское бесплодие свинец тоже вызывает).
Старая английская фабрика по производству белил.

Тем не менее, у свинцовых белил есть ряд достоинств: они быстро высыхают, очень белые и легко наносятся, поэтому среди художников они достаточно популярны - да, запрет не распространяется на краски для декоративных работ. Поэтому, Сол, когда займешься живописью, пожалуйста - не покупай их мне нравятся твои мозги и я не хочу их потерять, лучше бери титановые. Да, они сохнут дольше, но зато намного безопаснее и нормально взаимодействуют с другими красками (при использовании свинцовых белил с кобальтом синим и фиолетовым светлым, копут-мортуум, краплаком красным и ультрамарином возможно потемнение тона со временем, а с кобальтом фиолетовым темным, марганцовой голубой, охрой темной, марсом коричневым темным и светлым наблюдается высветление тона). Плюс при наличии в воздухе серы, т.е. в обычных городских условиях, свинцовые белила чернеют - хотя от этой напасти спасает лак.
Древние греки знали и умели получать свинцовые белила, но использовали их исключительно в качестве косметических средств - анализы сохранившихся в античной фресковой живописи белых красок показали, что основными их составными частями был мел, хорошо промытая белая глина, истолченная пемза. В общем, это и не удивительно - как я уже писала, белила почти не растворяются в воде. А вот древние красавицы и красавцы травились вовсю - может, это и послужило основанием для мнения "или умная, или красивая"?
При изучении красочного слоя фаюмских портретов, относящихся к I - III векам н.э., было установлено, что их живописный слой состоял из четырех красок: белой (свинцовых белил), желтой (охры), красной (земляной краски) и черной (угольной).

В широко известном манускрипте Теофила начала XII века описывается использование свинцовых белил в иконописи. Прежде всего, пережженая смесь свинцовых белил, киновари и черной охры использовалась для создания темно-зеленого фона, характерного для греко-итальянской школы.
Ченстоховская икона Божией Матери, Византия IX—XI веков (не, есть, конечно, мнение, что ее написал евангелист Лука, но мы его придерживаться не будем).

Смесью из свинцовых белил, киновари, жженой красной охры и красного свинца писали отрытые участи кожи на иконах, более светлые участи выделяли смесью белил с красной охрой, и уже чистыми белилами делали "оживки" - световые блики в виде тонких извивающихся или крючковатых линий, нанесенных на светлые места вокруг глаз, на лоб, нос, губы и даже на суставы пальцев.
Про использование белил в более позднее время я писать не буду - и так понятно, что единственный белый пигмент, использовавшийся в масляной и темперной живописи, применялся очень широко.
Старая реклама белил.

В 18 веке свинцовые белила широко применялись для покраски кораблей - они защищали деревянную обшивку от корабельных червей, морских двустворчатых моллюсков семейства Teredinidae, которые врезались в дерево при помощи усовершенствованной раковины и делали в нем ходы длиной до 5 метров. В принципе, они этим занимаются до сих пор, вернувшись к первоначальному ареалу обитания - как жили в мангровых зарослях, так и живут.
