12:54

Вчера у нас был миникорпоратив - с отделом пошли в суши. Выяснила, что с горячего супа на пустой желудок я теперь пьянею не хуже, чем с пары стопок водки.

Пока ехала домой - думала. Про фанфики, или "ворующих чужое".

@темы: думаеццо

Комментарии
25.12.2010 в 13:16

В целом согласна. Но вот это неудачные, на мой взгляд примеры - Примеры из "большой" литературы - "Дон Кихот" Сервантеса, "Божественная комедия" Данте и "Ведьмак" Сапковского. Есть же более близкие к фанфикшену - например, "Прощенный Мельмот" Бальзака, "Ровена и Ревекка" Теккерея, "Хромой бес" Лесажа (по "Хромому бесу" Гевары), "Поездка в Скарборо" Шеридана по "Неисправимому" Ванбру, Неистовый Роланд" Ариосто - продолжение "Влюбленного Роланда" Баярдо и т.д. Полно произведений, где автор заимствует мир и героев другого автора. В сравнении с этим говорить так о "Дон Кихоте" странно, о "Божественной комедии" - тем более. Почему тогда не "Энеида", не "Фауст" Гете, не "Песнь о Нибелунгах", не "Доктор Фаустус" Манна, не пьесы Шекспира и т.д. и т.п. Вся литература пронизана фольклорными и даже авторскими заимствованными мотивами. "Гамлет", пересказ хроники и чужой пьесы - куда более показательный пример, чем "Дон Кихот", который на фоне 60 % всей классической литературы выглядит просто крайне оригинальным произведением.
25.12.2010 в 13:37

tes3m Большинство книг, которые ты перечисляешь, я не читала. Привожу те примеры, которые знаю.

Кроме того, мне нужны были примеры не заимствования мира и героев, а переосмысления литературного пласта. И в этом смысле "Дон Кихот", основанный на рыцарских романах, больше подходит, чем продолжение одним автором конкретного произведения другого. Еще из твоих примеров "Энеида" в тему :)
25.12.2010 в 13:52

Подлинная литература - всегда переосмысление предшественников, часто умышленное. "Евгений Онегин" переосмысление предшествующей литературной традиции в не меньшей степени, чем "Дон Кихот".)))Просто в среде фанфикеров некоторые странно рассуждают о литературе. То у них первично, то вторично. Если с их мерками подходить к классике, там все "вторично".
25.12.2010 в 14:11

А также третично, четверично и пятерично :) А по мне чем больше в произведении отсылок к разному, особенно тех, что я вижу, тем лучше.
25.12.2010 в 15:11

UBI MEL, IBI FEL
Только вот пласт (самый многочисленный) "поменяй имена с Гарри и Драко на Снейпа и Гермиону - ничего не изменится", по которому и судят невтемные люди - он же не на основе чужого. От авторского мира там хорошо если имена, и получается, что основная претензия "что, свое придумать не можете" - она не к этим авторам.
Но ведь использование даже "хорошо если имен" - это уже на основе чужого. Чужой мир + свои комплексы, мечты, кинки и т.п. = все равно заимствование у автора его мира, отягощенной этим самым личным.
Претензия "не можете написать свое" мне чаще встречалась не в отношении характеров героев (там именно что "свое" прет из всех щелей), а в отношении авторской вселенной. Чем придумывать собственную "вселенную" легче взять уже придуманный детально "мир", чаще всего раскрученный, и населить его своими тараканами ))
25.12.2010 в 15:26

darkmorgana~
Ну так и от мира обычно только название и пара заклинаний :) Другой вопрос, что сознательное использование авторского мира исключительно для собственной раскрутки, без вкладывания каких-то своих мыслей - это противно. Но только такие случаи и можно, мне кажется, считать воровством, остальное-то - обычный литературный процесс.
Что касается вселенных - реалисты вон вообще ничего не придумывают, никто к ним из-за этого почему-то претензий не предъявляет.

Сложная тема. Не могу нормально словами объяснить.