Читала Ломброзо, и постоянно натыкалась у него на болезнь
пеллагру.пеллагру, которой болели ломбардские крестьяне (я почему-то всегда считала, что в Италии бедняки имели больше возможностей разнообразить рацион, а вот же ж). Это один из авитаминозов, страшнее цинги, мне кажется - цинга хотя бы не возникает в условиях обычной жизни. Вызывается отсутствием в рационе никотиновой кислоты, в частности, кукурузной диетой (правда, кукуруза должна быть невысокого качества). Убивает при неизменной диете за 4 - 5 лет, и в конце 19 - начале 20 века ей болели целые области в Ломбардии, некоторых местностях Австрии и Франции, в Румынии, на острове Корфу и у нас в России, в Бессарабии и в Херсонской губернии. Сейчас встречается в Южной Америке и Африке.
Симптомы отвратные - слабость, зуд с постепенным омертвением участков кожи, понос, деменция, слабоумие, воспаления слизистых, агрессивность в сочетании с растерянностью... картинки вешать не буду - сами найдете, если захотите.
А самое страшное - люди же годами так жили, да и сейчас живут.И еще кусочки, которые меня заинтересовали.
Ч. Ломброзо, "Анархисты"Большинство способно сделать для другого то, что постыдится сделать для себя (например, просить помощи для лица, находящегося как раз в таком же положении, как просящий); часто даже это признается заслугой. От этого часто лица, не злые по природе, совершают недостойные себя поступки; это тем более естественно в тех случаях, когда фанатизм ослепляет. Тем же самым объясняется, почему инквизиторы были в одно и то же время очень честными и очень благочестивыми людьми и совершали преступления, достойные убийц.
***
Дрюмон в «Lа libre раrоlе» рассказывает следующее о Степняке: «Совершив свое преступление, он, пользуясь первым моментом замешательства, вскочил на тройку, в которой его поджидал друг, переодетый кучером; кучер, находя, разумеется, что времени терять нечего, гнал. Вдруг Степняк говорит: "Я слишком впечатлителен и не могу видеть, как ты мучаешь животное; если ты и дальше будешь так же обращаться с лошадью, я выскочу и сдамся"».
***
Жертва является для этих больных потребностью, средством для того, чтобы стать полезными, и несомненно, что на служение заповеди любви к ближнему их толкает та же болезненная потребность, которая заставляет их совершать низменные поступки; так что часто они одновременно и святые, и преступницы. Заметим, между прочим, что нет людей хуже, чем филантропы, и, наоборот, преступники часто совершали поступки изумительно милосердные; например, они рисковали жизнью, чтобы спасти котенка, птицу, ребенка, даже в тот самый день, в который совершили убийство. - Саша как раз "Джекила и Хайда" слушать начала, ноосфера, не иначе.
***
Фанатизм большей частью рождается на почве нелепых и спорных идей. Вы найдете тысячу фанатиков какой-нибудь теологической или метафизической проблемы, но никогда не встретите фанатика геометрической теоремы.
@темы:
Чезаре Ломброзо,
другие книги
Правда, в контексте книги имеется в виду не просьба за другого, а преступление "ради всего общества", оно как-то совсем извращенно получается с точки зрения христианской этики.
Хотя, собственно, именно поэтому стеснительные люди еще не вымерли - за них хлопочут другие люди, или, вернее, они хлопочут друг за друга
нет людей хуже, чем филантропы
Полагаю, все-таки есть И почему бы это, если преступник сделает разик доброе дело, он уже ого-го, а если кто-то наворотит кучу добрых дел, но разик оступится, он уже фу-у-у-у? Это, понятно, не к Ломброзо претензии
А Ломброзо интересен так, что кто бы мог подумать...