ksuy-terra, привет! Рада видеть
читать дальше
Раз любишь кошек - лови кошака. Это манул, водится он в пустынях и степях Азии от Каспийского моря до Забайкалья, Монголии и Северо-Западного Китая. Размером с домашнюю кошку, но массивнее и мохнатее. В общем няшко
А моя седня работала-работала, ну и немного читала Элиаде. Но цитат не будет - пересказывать его смысла нет, а отдельных достаточно интересных фактов я пока не видела. Всё-таки такие книги надо читать целиком.
Пока парилась в бане в выхи, вывела для себя главный признак молодости - человек молод, пока он получает удовольствие от нагрузок. Дедушка сильно сдал - раньше он мне запрещал топор в руки брать и косил всегда сам, а теперь ему тяжело то, что всегда было в радость. Хорошо хоть сам понимает это и не надрывается.
Поняла, что в этом году на фоне футбола как-то незаметно прошел Иван Купала - я не погадала даже, не говоря уж о прыжках через костер. Жалко. Ну хоть под дождь попала - и то счастье (да, я извращенко, я люблю переспелые забродившие бананы и гулять под ливнем без зонта).
Ну и немного коми - давно не было.
читать дальше
Подмененного духами ребенка коми называли "вежöм" (от "вежны" - подменить, заменить). Согласно народным верованиям, почти все нечистые духи (дзидзи, омöль, олыся, вöрса, пывсян айка, шувгей) могли похитить и подменить ребенка, причем, как во время его внутриутробного развития, так и после рождения. Поскольку в основном роды происходили в бане, и от трех до семи дней роженица с некрещенным ребенком находилась в ней, а затем ребенка полагалось часто парить, то особенно опасным считался банник. Подменить могли и другие нечистые духи, если ребенок оказывался без оберега, если мать оставляла его без присмотра на меже в поле, лесу или же, ругаясь, посылала к лешему. Вместо здорового человеческого младенца они подкладывали своего или деревянную чурку, которой придавали человеческий облик. Настоящий же ребенок продолжал жить и расти в потустороннем мире, в семье того или иного духа. Как правило, подменой объясняли рождение неполноценных, с явными физическими недостатками детей, а также отставание некоторых детей в физическом и умственном развитии. Подмененный ребенок был уродлив, много ел и пил, но медленно рос, годами оставаясь в колыбели, долго не умел ходить и говорить, был умственно слабо развит. В быту вежöм часто называли и обычных, здоровых, но непослушных, не придерживающихся традиционных правил поведения детей.
Чтобы предотвратить подмену, роженицу с младенцем, а затем ребенка, особенно до появления у него зубов, старались не оставлять без присмотра. В бане считалось необходимым постоянно прикасаться к ребенку, иначе можно было и не заметить подмену. Выходя в предбанник, не разрешалось переступать через порог обеими ногами - одной ногой необходимо было находиться в бане. Запрещалось также передавать ребенка через порог. Даже после крещения в колыбель клали различные обереги (нож, ножницы, кусочек хлеба, иголку без ушка), а макушку подросшего ребенка посыпали солью.
Обнаружить и ликвидировать подмену могли с помощью магических обрядов "запекания в печи", "рубки под корытом". Считалось, что спасенный таким образом ребенок может в будущем стать сильным колдуном, поскольку "хорошо известен черту".
Вор улын кералöм - рубка под корытом, обряд магического лечения. Тяжело больного человека, долгое время находившегося на грани жизни и смерти, "рубили" под корытом. Больного на пороге жилища или в бане укладывали под деревянное корыто, на котором знахарь или старший член соседской семьи рубил веник из берёзы, карликовой берёзы, багульника или девять соломинок, прутиков, травинок. Помощник знахаря или младший член соседской семьи спрашивал: "Мый кералан?" "Что рубишь?" Знахарь или старший исполнитель обряда отвечал: "Висьöм керала, омöль керала, бура да шаня керала, важсьыс буржыка, шаньджыка." "Болезнь рублю, нечистого духа рублю, хорошо и аккуратно рублю, лучше, аккуратней прежнего".
По народным представлениям, этот обряд символизировал уничтожение злого духа болезни, и после троекратного его повторения больной должен был в случае удачи знахаря выздороветь, в случае неудачи - умереть.
Рубили под корытом и детей, предположительно подмененных нечистой силой. Обряд проводили "втайне" от родителей. Голого ребенка укладывали на пороге дома, в хлеву или в бане (в том месте, где он родился) под корыто. На верхней Вычегде ребёнка укладывали между двумя корытами. Знахарь на дне корыта рубил веник, приговаривая: "Ме ог кага керав, а пывсян айкасö." "Я не ребенка рублю, а банного." - у коми-зырян, или же: "Черный чуд, ты уйди из под корыта и положи вместо себя нашего ребенка. Если не уйдешь - ноги отрублю, руки отрублю, голову отрублю" - у коми-пермяков.
Если исполнителями обряда являлись соседи, то младший обходил трижды вокруг дома и спрашивал: "Мый кералан?" "Что рубишь?" Старший рубил веник и отвечал дважды: "Потöм ворсö керала." "Треснутое корыто рублю". На третий раз: "Вежöмысь." "От подмены". Смерть ребенка подтверждала предположение о "подмене". В случае выздоровления считалось, что знахарь сумел произвести обмен детьми и вернуть человеческого ребенка на этот свет.
Пöжалöм - один из самых распространенных обрядов лечения, пропекание в печи. Заболевшего ребенка "тайком" от родителей члены соседской семьи заворачивали в пеленку и на лопате сажали в теплую печь. Младший трижды обходил вокруг дома и через порог спрашивал: "Кыдзи жаритö пачыс?" "Как жарит печь?" Старший отвечал: "Ми тайö висянсö пожаламö." "Мы эту болезнь испечем".
"Запекали" детей, отстающих в развитии и предположительно "подмененных". Привязав к лопате, ребенка три раза сажали в теплую печь и на вопрос: "Кодöс пöжан?" "Кого запекаешь?" отвечали: "Пывсян айкалысь кага." "Ребенка банника". Иногда вместо ребенка в печь на лопате сажали его одежду или полено, завернутое в одежду ребенка.
Существовал обычай протягивать больного сквозь калач из сырого теста, который затем запекали и выбрасывали. В народе считалось, что при протаскивании больного сквозь калач, болезнь оставалась на липком тесте и запекалась с ним. Человек или животное, съевшие выброшенный калач, подвергались опасности получить эту болезнь.
В ряде вариантов пöжалöм ребенка соотносится с выпечкой хлеба. Обские коми-зыряне обмазывали больного глиной и трижды засовывали на лопате в печь, сопровождая действия диалогом. Знахарь сажал ребенка в печь, а мать обходила вокруг дома и стучась в дверь спрашивала: "Что делаете?", на что знахарь отвечал: "Печем глиняную кулебяку". Если ребенок умирал, считалось, что тöдысь (колдун) оказался слабее подменившего духа и не смог вернуть дитя людям.