Добро пожаловать, tes3m!
читать дальшеЛовите журавлей Хокусая

А моя опять балберит ^^ Надо убираться, а мне лень. Я лучше про Балахну расскажу (картинок многа).
читать дальше
Балахна - это небольшой городок, лежит от Нижнего выше по течению Волги, километрах в 30. Город старый, основан еще в 15 веке, несколько раз был разорен казанцами, но каждый раз отстраивался заново - потому что там добывали соль. Кроме соляного промысла строили суда, торговали и плели кружева. Ну и еще там Козьма Минин родился.
Плетением кружев в XIX веке занималась половина всего женского населения Балахны, а также жительницы соседних селений. Здесь плели шелковое многопарное кружево, в котором могло использоваться около десятка различных видов сеток, и красота основного рисунка зависела от их сочетания. Выплетали ажурные шарфы, косынки и целые платья из черного и кремового шелка. Наибольшей популярностью пользовался "клюневый край" (название произошло от французского города Клюни), "изюминкой" которого были "семечки" - овальные насновки. При плетении воротников из шелка сохранялся характер узоров XVIII века с их фигурными медальонами, завитками рокайль, цветочными гирляндами и решетками из полос полотнянки и тончайшим тюлем фона. Для плетения отдельных частей рисунка применяли более толстый шелк и обводили сканью золотого цвета.Такие кружева (их ещё называли блонды) очень дорого ценились. Выплетались блонды не только белого, но и черного, золотистого цветов, иногда цветные.
На развитие кружевного промысла большое влияние оказала Макарьевская Нижегородская ярмарка, три столетия - с конца XVI до начала XX вв. поставлявшая как сырьё (нитки), так и образцы высокохудожественных кружевных изделий из Западной Европы.
Изделия балахнинских мастериц высоко ценились и предлагались на продажу в ярмарочных кружевных рядах , а также попадали во многие города России: Москву, Казань, Самару, Владимир, Орёл, Харьков, Астрахань и за границу - Париж, Вену, Лондон.
Исторический факт - свадебное платье королевы Виктории украшали балахнинские кружева.
К началу XX в. кружевной промысел Балахны начал постепенно угасать. Заработок балахнинских мастериц был меньше, чем в других центрах. Одной из причин такого положения была сама технология плетения, более трудоёмкая и в качестве сырья использующая тонкий шелк, который, во-первых, дороже, чем лен и хлопок, во-вторых, значительно уменьшает скорость плетения.
Стремясь заработать побольше, кружевницы переходили на более дешевые нити, так как иногда скупщицы принимали кружево на вес. Качество кружева ухудшалось, платили за него соответственно меньше.
Кроме того, одной из причин трудности сбыта кружева было несоответствие узоров новым рисункам и в целом новой стилистике художественных изделий того времени. Не увеличивала конкурентоспособность балахнинского кружева и местная техника плетения. Сцепное кружево ( которым славилась , например , Вологда ) плетётся много быстрее многопарного балахнинского, к тому же решетки здесь более плотные, более разнообразные и, следовательно, более трудоёмкие, чем плетешковые вологодские . В 30-е годы 20 века ремесло окончательно заглохло, но 1970-е годы в Балахне был открыт центр кружевоплетения, мастерицы по старым образцам стали восстанавливать технику, но к сожалению некоторые секреты оказались утеряны. Сейчас в Балахне проводятся мастер-классы для туристов, действует школа кружевоплетения и несколько артелей.
Образцы кружева (конец 19 века и наше время):






Ну и то, что лично у меня вызвало вопль "Мяу!!! Хочу-хочу-хочу..."
Платье из шёлкового кружева "блонды" с накидкой бурнус.
Россия, 1840-ые годы (не факт что Балахна конечно, но больно уж красиво).

Подол крупнее:

Стырено отсюда, там еще есть: club.season.ru/index.php?showtopic=7018&st=0
читать дальшеЛовите журавлей Хокусая


А моя опять балберит ^^ Надо убираться, а мне лень. Я лучше про Балахну расскажу (картинок многа).
читать дальше
Балахна - это небольшой городок, лежит от Нижнего выше по течению Волги, километрах в 30. Город старый, основан еще в 15 веке, несколько раз был разорен казанцами, но каждый раз отстраивался заново - потому что там добывали соль. Кроме соляного промысла строили суда, торговали и плели кружева. Ну и еще там Козьма Минин родился.
Плетением кружев в XIX веке занималась половина всего женского населения Балахны, а также жительницы соседних селений. Здесь плели шелковое многопарное кружево, в котором могло использоваться около десятка различных видов сеток, и красота основного рисунка зависела от их сочетания. Выплетали ажурные шарфы, косынки и целые платья из черного и кремового шелка. Наибольшей популярностью пользовался "клюневый край" (название произошло от французского города Клюни), "изюминкой" которого были "семечки" - овальные насновки. При плетении воротников из шелка сохранялся характер узоров XVIII века с их фигурными медальонами, завитками рокайль, цветочными гирляндами и решетками из полос полотнянки и тончайшим тюлем фона. Для плетения отдельных частей рисунка применяли более толстый шелк и обводили сканью золотого цвета.Такие кружева (их ещё называли блонды) очень дорого ценились. Выплетались блонды не только белого, но и черного, золотистого цветов, иногда цветные.
На развитие кружевного промысла большое влияние оказала Макарьевская Нижегородская ярмарка, три столетия - с конца XVI до начала XX вв. поставлявшая как сырьё (нитки), так и образцы высокохудожественных кружевных изделий из Западной Европы.
Изделия балахнинских мастериц высоко ценились и предлагались на продажу в ярмарочных кружевных рядах , а также попадали во многие города России: Москву, Казань, Самару, Владимир, Орёл, Харьков, Астрахань и за границу - Париж, Вену, Лондон.
Исторический факт - свадебное платье королевы Виктории украшали балахнинские кружева.
К началу XX в. кружевной промысел Балахны начал постепенно угасать. Заработок балахнинских мастериц был меньше, чем в других центрах. Одной из причин такого положения была сама технология плетения, более трудоёмкая и в качестве сырья использующая тонкий шелк, который, во-первых, дороже, чем лен и хлопок, во-вторых, значительно уменьшает скорость плетения.
Стремясь заработать побольше, кружевницы переходили на более дешевые нити, так как иногда скупщицы принимали кружево на вес. Качество кружева ухудшалось, платили за него соответственно меньше.
Кроме того, одной из причин трудности сбыта кружева было несоответствие узоров новым рисункам и в целом новой стилистике художественных изделий того времени. Не увеличивала конкурентоспособность балахнинского кружева и местная техника плетения. Сцепное кружево ( которым славилась , например , Вологда ) плетётся много быстрее многопарного балахнинского, к тому же решетки здесь более плотные, более разнообразные и, следовательно, более трудоёмкие, чем плетешковые вологодские . В 30-е годы 20 века ремесло окончательно заглохло, но 1970-е годы в Балахне был открыт центр кружевоплетения, мастерицы по старым образцам стали восстанавливать технику, но к сожалению некоторые секреты оказались утеряны. Сейчас в Балахне проводятся мастер-классы для туристов, действует школа кружевоплетения и несколько артелей.
Образцы кружева (конец 19 века и наше время):






Ну и то, что лично у меня вызвало вопль "Мяу!!! Хочу-хочу-хочу..."
Платье из шёлкового кружева "блонды" с накидкой бурнус.
Россия, 1840-ые годы (не факт что Балахна конечно, но больно уж красиво).
Подол крупнее:
Стырено отсюда, там еще есть: club.season.ru/index.php?showtopic=7018&st=0
@темы: прикладное искусство, по жизни, кружево, Нижегородчина
А последнее - может, это и вовсе французские блонды, а не русские кружева? но я в этом ничего не понимаю.