Всё-таки со временем представления людей о достойном поведении меняются. Прочитала тут одну историю, которая авторшей преподносится как идеал дочерней любви и образец искренности чувств, и не поняла, чем она восхищается. По-моему, это махровый инфантилизм пополам с истерией.
читать дальше
Уже поэтому Андрей Иванович [Тургенев] был поражен историей сестры своего университетского товарища Соковнина и писал об этом Жуковскому:
«Ты знаешь фамилию Соковниных. Мать — женщина, одаренная всем, что должно составлять почтенную и любезную женщину: ангельскою кротостию, умом и сердцем редким, может быть, в нынешнем веке единственным. Несколько лет уже, как лишилась она своего мужа; эта потеря сокрушила их всех; но более всего подействовала она и на одну из дочерей ее... Вообрази себе, она навсегда отказалась от всех радостей жизни; в целом мире нет ничего, что могло бы ее утешить... Она просилась у матери в монастырь; но нежная мать старалась удержать ее от сего намерения.
Несколько дней тому — она долее обыкновенного не выходит из своей комнаты; ее дожидаются, она не выходит; посмотрели в окно ее комнаты (дом очень низок) — ее нет. Мать падает в сильный обморок. Проходят два или три ужасные дни; об ней нет никакого известия. Наконец, входит старый крестьянин; со слезами говорит, что он виноват, просит прощения и подает письмо (которого я не читал). Но содержание то, что она ночью вылезла в окошко и пошла к Девичьему Полю; переехала через Москву-реку и, встретив на Воробьевых горах двух крестьянок, которые спрашивали ее, кто она, сказала им, что она бедная сирота и идет в село Никольское... Наконец (я не помню и не знаю всех обстоятельств) она дошла до Никольского, в двенадцати верстах от Москвы, в дом того крестьянина, который принес письмо и сказала, что намерена остаться у него; на что он согласился не прежде, пока она согласилась уведомить мать; она заклинает в письме своем, чтобы ее оставили тут и что тут только может найти некоторое спокойствие. — Не знаю еще, на что решилась мать.
Я забыл сказать, что этот крестьянин давно был знаком всему дому и носил туда молоко, овощи и прочее.
Представь себе, брат, какая нежная глубокая любовь!.. — Она взяла в свое уединение Библию и Руссо».
И хорошо, что в конце концов она постриглась в монахини - а то если б еще и дети такие же...
А дальше идет образец уже мужского инфантилизма: уже знакомый нам Андрей Иванович начинает переписываться с сестрой этой монашки Катериной. Они не были родственниками, и такая переписка могла скомпрометировать девушку, но дело вроде бы (в письмах) шло к свадьбе.
читать дальшеВначале Андрей Иванович действительно собирался жениться на Катерине Соковниной. Ему казалось, что он любит ее, — до тех пор, пока он не попал в Петербург и не «развлекся душой». Образ Катерины Михайловны стал стираться из его памяти, тем более что на самом деле он был живой и веселый молодой человек и чувствительные вздохи не могли его занять надолго. А Катерина Михайловна полюбила его всей своей мечтательной душой. [Вот за это и не люблю подобные книги - ты откуда знаешь, что любила, что душа мечтательная, и что любила таки всей душой? Лучше, когда в книгах, претендующих на историческую достоверность, описываются только дела, потому что чувства - область домыслов. Хочешь писать про чувства - пиши "по мотивам", можно даже весь известный исторический "канон" использовать - в любом случае это будет не исследование, а художественная книжка. Когда эти два жанра смешивают - бесит.] Перед Андреем Ивановичем встала труднейшая задача: как освободиться от взятых на себя обязательств, не обидев Катерину Михайловну и оставаясь человеком чести. Рождаются самые невероятные мечты, которые он записывает в своем дневнике: исчезнуть так, чтоб его никто не нашел, жить одному, инкогнито, все деньги раздавать бедным... Но как прожить вне общества, зачем зарыть себя в безвестность в двадцать один год, что такое подвиг, даже нравственный, если о нем никто не узнает? Нет, надо исчезнуть, но так, чтобы потом явиться неожиданно перед друзьями и восхитить их своим самопожертвованием: «Другая мечта, когда я счел себя здоровым, была уехать с Жуковским, путешествовать на море по вселенной, чтоб быть забытым от Катерины Михайловны. Мы бы принялись читать полезное, и все, что относится к этому предмету; объездили Европу, и из Лондона — написали, что я утонул в море — пустились бы в Пенсильванию, а оттуда по островам Атлантического океана, отреклись от всех сочинений кроме нашего вояжа и возвратились бы в Москву инкогнито... Иногда представляю себя в семейственной жизни; но эта картина бледна перед теми — что делать?..
Но она страстно любит меня! — А?! вот опыт, которого я забывать не должен!»
Жизнь распорядилась иначе. Вместо Пенсильвании Андрей Иванович попал дипломатическим курьером в Вену, потом вернулся в Петербург, простудился и умер 8 июля 1803 г., не дожив до двадцати двух лет. Катерина Михайловна не надолго пережила своего друга — замуж она так и не вышла, сохраняя верность умершему поэту.
В общем, когда эти восхищения голубиной верностью закончились, я обрадовалась. Потом было про язык цветов. Привожу вариант 1846 года.язык цветов
Акация: желтая — ушла любовь,
розовая — элегантность
Анемон — хрупкость
Анютины глазки — думай обо мне
Астра — уходящая красота
Амарант — бессмертие
Барбарис — скорбь
Барвинок малый — светлое воспоминание
Базилик — ненависть
Береза — грациозность (а не подарить ли мне кому-нибудь березовый веник...)
Бессмертник — неизменная память
Боярышник — надежда
Бузина — сострадание
Вербена — чувствительность
Вишня — чистота помыслов
Водосбор — безрассудство
Водяная лилия — чистота сердца
Вьюнок — покорность
Вяз — достоинство
Гвоздика — непорочность
Георгин — достоинство и элегантность
Герань: желтая — трезвый рассудок,
светло-коричневая — я встречусь с вами,
розовая — предпочтение,
пурпурная — утешение
Гиацинт — игра
Гортензия — бессердечие
Дуб — гостеприимство
Дурман — я тебя никогда не забуду
Душистый горошек — расставание
Жасмин: белый — дружелюбие,
желтый — элегантность и грациозность
Зверобой — враждебность
Земляника — совершенное превосходство
Ива плакучая — покинутый
Ирис — послание для вас
Кедр — сила
Кипарис — скорбь
Клен — сдержанность
Колокольчик — постоянство, горе
Конский каштан — несправедливость
Крапива — клевета
Кукуруза — изобилие, избыток (угу, и пару початков кукурузы...)
Кукушкин цвет — обещание
Лаванда — признание
Лавр — я не изменю до самой смерти; слава
Ландыш — возвращение счастья
Львиный зев — самонадеянность
Левкой — неподвластная времени красота
Лилия — скромность
Липа — супружество
Лиственница — смелость
Лопух — назойливость
Лотос — ушедшая любовь
Люпин — печаль
Лютик — расположение
Магнолия — влечение
Мак — найди утешение во сне
Маргаритка — невинность
Мать-и-мачеха — материнская забота
Мимоза — чувствительность
Мирт — исчезнувшая любовь
Можжевельник — защита
Мох — материнская любовь
Мята — целомудрие
Нарцисс — обманчивые надежды, желание, эгоизм
Настурция — патриотизм
Незабудка — истинная любовь
Ноготки — беспокойство
Овес — музыка
Одуванчик — непреложная истина
Олеандр — остерегайся
Оливковая ветвь — мир
Орхидея — красавица
Осина — чувствительность
Пальма — победа
Папоротник — искренность
Первоцвет — естественная грация, юность
Петрушка — веселье
Пихта — время
Пион — хвастовство
Плющ — дружба
Подсолнечник — фальшивое богатство
Полынь горькая — отсутствие
Резеда — исключительность
Репейник — признательность
Роза : австрийская — с большой любовью,
дамасская — застенчивая любовь,
белая — тихая печаль,
желтая — неверность,
роза-эглантерия — поэзия
Розмарин — воспоминание, подарок на память
Рута душистая — очищение
Сирень — первое чувство любви
Тамариск — преступление
Терн — трудности
Тис — скорбь
Тростник — послушание
Турецкая гвоздика — улыбка
Тюльпан — выражение любви
Флокс — мы едины
Фиалка: синяя — скромность,
белая — искренность,
желтая — сельское счастье
Хризантема — приветливость
Чабрец — коварные чары
Чертополох — мизантропия
Шалфей — добродетели
Шелковница — мудрость
Яблони цветы — великолепие
Ясень — величие
Ну и небольшой отрывок из журнала «Детское чтение для сердца и разума». Что в детском журнале делает статья по уходу за кожей - понятия не имею
читать дальше«Рецепт для молодых девушек.
Во всякое время, а особливо летом, надобно вставать рано, и если можно, вместе с солнцем. Утренний воздух делает кровь свежею, а потому в лице производит живость, и губам придает такой же приятный цвет, каков цвет утренней зари. От долгого сна лицо бывает бледно и припухло.
Вставши, должно умываться свежею водой для того, что от теплой воды тело со временем желтеет и показываются на нем морщины.
Потом во весь день надобно остерегаться от всех страстей, особливо ж от зависти, которая производит в лице желтый цвет и бледность.
...Белизна рук служит украшением красавиц. Для сего надобно держать их всегда в чистоте и мыть свежею студеною водою. Но и этого не довольно: надобно, чтоб при том руки были как можно чаще в движении, и потому всего лучше заниматься чаще разными женскими рукоделиями... Бабушки наши имели по большей части белые руки, коим мы удивляемся на их портретах. Они не употребляли к тому никакого иного средства, кроме прилежности к рукоделиям.
Если при всем том молодая красавица будет одеваться чисто и просто, то она сохранит до самой старости ту приятность и те прелести, которых тщетно ожидают от разных притираний и пышных нарядов»
читать дальше
Уже поэтому Андрей Иванович [Тургенев] был поражен историей сестры своего университетского товарища Соковнина и писал об этом Жуковскому:
«Ты знаешь фамилию Соковниных. Мать — женщина, одаренная всем, что должно составлять почтенную и любезную женщину: ангельскою кротостию, умом и сердцем редким, может быть, в нынешнем веке единственным. Несколько лет уже, как лишилась она своего мужа; эта потеря сокрушила их всех; но более всего подействовала она и на одну из дочерей ее... Вообрази себе, она навсегда отказалась от всех радостей жизни; в целом мире нет ничего, что могло бы ее утешить... Она просилась у матери в монастырь; но нежная мать старалась удержать ее от сего намерения.
Несколько дней тому — она долее обыкновенного не выходит из своей комнаты; ее дожидаются, она не выходит; посмотрели в окно ее комнаты (дом очень низок) — ее нет. Мать падает в сильный обморок. Проходят два или три ужасные дни; об ней нет никакого известия. Наконец, входит старый крестьянин; со слезами говорит, что он виноват, просит прощения и подает письмо (которого я не читал). Но содержание то, что она ночью вылезла в окошко и пошла к Девичьему Полю; переехала через Москву-реку и, встретив на Воробьевых горах двух крестьянок, которые спрашивали ее, кто она, сказала им, что она бедная сирота и идет в село Никольское... Наконец (я не помню и не знаю всех обстоятельств) она дошла до Никольского, в двенадцати верстах от Москвы, в дом того крестьянина, который принес письмо и сказала, что намерена остаться у него; на что он согласился не прежде, пока она согласилась уведомить мать; она заклинает в письме своем, чтобы ее оставили тут и что тут только может найти некоторое спокойствие. — Не знаю еще, на что решилась мать.
Я забыл сказать, что этот крестьянин давно был знаком всему дому и носил туда молоко, овощи и прочее.
Представь себе, брат, какая нежная глубокая любовь!.. — Она взяла в свое уединение Библию и Руссо».
И хорошо, что в конце концов она постриглась в монахини - а то если б еще и дети такие же...
А дальше идет образец уже мужского инфантилизма: уже знакомый нам Андрей Иванович начинает переписываться с сестрой этой монашки Катериной. Они не были родственниками, и такая переписка могла скомпрометировать девушку, но дело вроде бы (в письмах) шло к свадьбе.
читать дальшеВначале Андрей Иванович действительно собирался жениться на Катерине Соковниной. Ему казалось, что он любит ее, — до тех пор, пока он не попал в Петербург и не «развлекся душой». Образ Катерины Михайловны стал стираться из его памяти, тем более что на самом деле он был живой и веселый молодой человек и чувствительные вздохи не могли его занять надолго. А Катерина Михайловна полюбила его всей своей мечтательной душой. [Вот за это и не люблю подобные книги - ты откуда знаешь, что любила, что душа мечтательная, и что любила таки всей душой? Лучше, когда в книгах, претендующих на историческую достоверность, описываются только дела, потому что чувства - область домыслов. Хочешь писать про чувства - пиши "по мотивам", можно даже весь известный исторический "канон" использовать - в любом случае это будет не исследование, а художественная книжка. Когда эти два жанра смешивают - бесит.] Перед Андреем Ивановичем встала труднейшая задача: как освободиться от взятых на себя обязательств, не обидев Катерину Михайловну и оставаясь человеком чести. Рождаются самые невероятные мечты, которые он записывает в своем дневнике: исчезнуть так, чтоб его никто не нашел, жить одному, инкогнито, все деньги раздавать бедным... Но как прожить вне общества, зачем зарыть себя в безвестность в двадцать один год, что такое подвиг, даже нравственный, если о нем никто не узнает? Нет, надо исчезнуть, но так, чтобы потом явиться неожиданно перед друзьями и восхитить их своим самопожертвованием: «Другая мечта, когда я счел себя здоровым, была уехать с Жуковским, путешествовать на море по вселенной, чтоб быть забытым от Катерины Михайловны. Мы бы принялись читать полезное, и все, что относится к этому предмету; объездили Европу, и из Лондона — написали, что я утонул в море — пустились бы в Пенсильванию, а оттуда по островам Атлантического океана, отреклись от всех сочинений кроме нашего вояжа и возвратились бы в Москву инкогнито... Иногда представляю себя в семейственной жизни; но эта картина бледна перед теми — что делать?..
Но она страстно любит меня! — А?! вот опыт, которого я забывать не должен!»
Жизнь распорядилась иначе. Вместо Пенсильвании Андрей Иванович попал дипломатическим курьером в Вену, потом вернулся в Петербург, простудился и умер 8 июля 1803 г., не дожив до двадцати двух лет. Катерина Михайловна не надолго пережила своего друга — замуж она так и не вышла, сохраняя верность умершему поэту.
В общем, когда эти восхищения голубиной верностью закончились, я обрадовалась. Потом было про язык цветов. Привожу вариант 1846 года.язык цветов
Акация: желтая — ушла любовь,
розовая — элегантность
Анемон — хрупкость
Анютины глазки — думай обо мне
Астра — уходящая красота
Амарант — бессмертие
Барбарис — скорбь
Барвинок малый — светлое воспоминание
Базилик — ненависть
Береза — грациозность (а не подарить ли мне кому-нибудь березовый веник...)
Бессмертник — неизменная память
Боярышник — надежда
Бузина — сострадание
Вербена — чувствительность
Вишня — чистота помыслов
Водосбор — безрассудство
Водяная лилия — чистота сердца
Вьюнок — покорность
Вяз — достоинство
Гвоздика — непорочность
Георгин — достоинство и элегантность
Герань: желтая — трезвый рассудок,
светло-коричневая — я встречусь с вами,
розовая — предпочтение,
пурпурная — утешение
Гиацинт — игра
Гортензия — бессердечие
Дуб — гостеприимство
Дурман — я тебя никогда не забуду
Душистый горошек — расставание
Жасмин: белый — дружелюбие,
желтый — элегантность и грациозность
Зверобой — враждебность
Земляника — совершенное превосходство
Ива плакучая — покинутый
Ирис — послание для вас
Кедр — сила
Кипарис — скорбь
Клен — сдержанность
Колокольчик — постоянство, горе
Конский каштан — несправедливость
Крапива — клевета
Кукуруза — изобилие, избыток (угу, и пару початков кукурузы...)
Кукушкин цвет — обещание
Лаванда — признание
Лавр — я не изменю до самой смерти; слава
Ландыш — возвращение счастья
Львиный зев — самонадеянность
Левкой — неподвластная времени красота
Лилия — скромность
Липа — супружество
Лиственница — смелость
Лопух — назойливость
Лотос — ушедшая любовь
Люпин — печаль
Лютик — расположение
Магнолия — влечение
Мак — найди утешение во сне
Маргаритка — невинность
Мать-и-мачеха — материнская забота
Мимоза — чувствительность
Мирт — исчезнувшая любовь
Можжевельник — защита
Мох — материнская любовь
Мята — целомудрие
Нарцисс — обманчивые надежды, желание, эгоизм
Настурция — патриотизм
Незабудка — истинная любовь
Ноготки — беспокойство
Овес — музыка
Одуванчик — непреложная истина
Олеандр — остерегайся
Оливковая ветвь — мир
Орхидея — красавица
Осина — чувствительность
Пальма — победа
Папоротник — искренность
Первоцвет — естественная грация, юность
Петрушка — веселье
Пихта — время
Пион — хвастовство
Плющ — дружба
Подсолнечник — фальшивое богатство
Полынь горькая — отсутствие
Резеда — исключительность
Репейник — признательность
Роза : австрийская — с большой любовью,
дамасская — застенчивая любовь,
белая — тихая печаль,
желтая — неверность,
роза-эглантерия — поэзия
Розмарин — воспоминание, подарок на память
Рута душистая — очищение
Сирень — первое чувство любви
Тамариск — преступление
Терн — трудности
Тис — скорбь
Тростник — послушание
Турецкая гвоздика — улыбка
Тюльпан — выражение любви
Флокс — мы едины
Фиалка: синяя — скромность,
белая — искренность,
желтая — сельское счастье
Хризантема — приветливость
Чабрец — коварные чары
Чертополох — мизантропия
Шалфей — добродетели
Шелковница — мудрость
Яблони цветы — великолепие
Ясень — величие
Ну и небольшой отрывок из журнала «Детское чтение для сердца и разума». Что в детском журнале делает статья по уходу за кожей - понятия не имею

читать дальше«Рецепт для молодых девушек.
Во всякое время, а особливо летом, надобно вставать рано, и если можно, вместе с солнцем. Утренний воздух делает кровь свежею, а потому в лице производит живость, и губам придает такой же приятный цвет, каков цвет утренней зари. От долгого сна лицо бывает бледно и припухло.
Вставши, должно умываться свежею водой для того, что от теплой воды тело со временем желтеет и показываются на нем морщины.
Потом во весь день надобно остерегаться от всех страстей, особливо ж от зависти, которая производит в лице желтый цвет и бледность.
...Белизна рук служит украшением красавиц. Для сего надобно держать их всегда в чистоте и мыть свежею студеною водою. Но и этого не довольно: надобно, чтоб при том руки были как можно чаще в движении, и потому всего лучше заниматься чаще разными женскими рукоделиями... Бабушки наши имели по большей части белые руки, коим мы удивляемся на их портретах. Они не употребляли к тому никакого иного средства, кроме прилежности к рукоделиям.
Если при всем том молодая красавица будет одеваться чисто и просто, то она сохранит до самой старости ту приятность и те прелести, которых тщетно ожидают от разных притираний и пышных нарядов»
@темы: история, Нравы и быт пушкинской эпохи, язык цветов, история России
Всё возвращается - бедные Лизы становятся эмо-герлами, а сентиментальные барышни вместо того, чтобы уходить в монастырь, режут вены. Больше всего мне в этой истории было жалко мать.