Ремонт в зале закончен. Моя рада.
Еще моя рада, что с зубами закончила. Сегодня ходила последний раз.
Дочитала Египет Рамзесов. Узнала, что эти самые Рамзесы произошли от бога Сетха (или Сета), чем очень гордились. Еще узнала, что в их время гиен умудрялись натаскивать для охоты.
читать дальше
Дорог в Египте было много: столько же, сколько каналов, потому что во время рытья канала вынутую землю оставляли по берегам и она образовывала приподнятую дамбу, которую не заливало в период разливов. Таким образом, одновременно содержались в порядке и каналы и дороги. Очищая каналы, добывали грунт для починки дорог. Эти дамбы служили для передвижения пешеходов, для прогона скота и для причаливания судов.
Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, но царская делалась гофрированной. Она придерживалась широким поясом с металлической пряжкой, с превосходно исполненными иероглифами в царском картуше спереди и бычьим хвостом сзади. Иногда к поясу подвязывали передник в форме трапеции. Этот передник был целиком из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на рамку. С обеих сторон передник украшали уреи, увенчанные солнечными дисками. - тут меня больше всего впечатлил бычий хвост.
Настоящий воин любил своих коней, да вообще всех лошадей, больше себя самого. Царек Немарат правил только частью Среднего Египта, но у него была своя конюшня в его столице Шмуне. Во время осады страдали все — и люди и лошади. Пиахи вошел в город победителем и прежде всего посетил конюшни. Он увидел пустые лари, увидел голодных лошадей. Он почувствовал жалость и одновременно гнев за то, что его противник в своем ослеплении довел этих благородных животных до такого состояния.
«Клянусь жизнью, любовью ко мне Ра и обновлением жизни дыханием — мерзость это для моего сердца, что лошадей моих заставили голодать, больше всякого совершенного тобою преступления при скупости твоей. Я свидетельствую против тебя!»
И что египтяне обожали всё пересчитывать:
Одержав победу, фараон восходит на помост и окидывает взглядом поле сражения. Слуги держат в вытянутой руке зонты, защищая фараона от солнца. Перед помостом выставлены боевые штандарты. «Князья» и военачальники поздравляют фараона, а тем временем на поле боя начинается долгая процедура переписи, чтобы подсчитать добычу. Как и во времена Яхмоса, каждый воин, убивавший врага, отрубал ему руку, а если этим врагом был ливиец — отрезал член. Эти трофеи он приносил царским писцам. Все это сваливали в кучу поблизости от помоста рядом с грудами оружия, подобранного на поле боя, и целая армия писцов тщательно все сортировала и переписывала.
А еще я рада, что не училась в египетской школе в то время:
«Пиши рукой своей, — без конца повторяет писец Амепемопе, — читай устами своими, советуйся со знающими больше, чем ты. Упражняйся в этом деле, и найдешь ты его [полезным] после [наступления] старости. Счастлив писец искусный в деле своем, владыка [обучения?]. Будь настойчив в работе ежедневно, и ты овладеешь им [своим делом]. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши юноши на спине его, и он внемлет, когда бьют его.»
Фараону и знати было недостаточно одного гроба. Мумия Псусеннеса, уже защищенная золотой маской, покоилась в серебряном гробу, повторявшем очертания мумии, который, в свою очередь, стоял в саркофаге черного гранита, тоже похожем на стилизованную мумию. А этот саркофаг был помещен в прямоугольный каменный ящик, украшенный изнутри и снаружи божествами, в чьи обязанности входило охранять мумию. так вот когда были изобретены матрешки... На выпуклой крышке был изображен лежащий фараон с атрибутами Осириса, а с внутренней ее стороны — богиня неба Нут со всеми ее ладьями и созвездиями. Изображение ее стройного и грациозного тела находилось всего в нескольких сантиметрах над саркофагом из черного гранита, и фараон своими каменными глазами всегда мог созерцать красоту богини.
Поля Иалу, где царил Осирис, были, как сад Кандида, самым прекрасным местом в мире. Но их надлежало возделывать, как настоящие: пахать, сеять, пропалывать, жать, заботиться об оросительных каналах и совершать еще множество работ, цель которых от нас ускользает, например переносить песок с одного берега на другой. Эти работы, вполне естественные для живого земледельца, казались невыносимыми для тех, кто провел земную жизнь в праздности или занимался совсем другим ремеслом. Ни один народ в мире не верил так свято, как египтяне, что изображение какой-то вещи или существа приобретает в загробном мире качества и способности оригинала. Выход из положения напрашивался простой: достаточно сделать статуэтку, чтобы она работала вместо покойного хозяина. Статуэтки из глазурованного фаянса, а порой из бронзы имели форму мумии. Лицо иногда отличалось индивидуальными чертами. Мы думаем, мастера пытались добиться портретного сходства. Но даже если им это не удавалось, они все равно достигали своей цели, потому что на каждой статуэтке писались имя и титул хозяина, которого она замещала. Например: «Осирис N, первый пророк Амона-Ра, царя богов, Хорнахти». Часто более подробная надпись определяла обязанности статуэтки.
Эти статуэтки впервые стали помещать в гробницы в эпоху Среднего царства; с III Переходного периода они назывались «ушебти» (букв. «ответчик») и должны были заменять хозяина гробницы, если его призовут на «всякие работы» (особенно тяжелыми считались «царские»). Их количество в одной гробнице могло доходить до 365 (на каждый день), причем при XIX династии на каждые 10 статуэток приходился один ушебти-надсмотрщик, а общее руководство этой трудовой «армией» осуществляли верховный надсмотрщик и писцы. В конце Нового царства сложилось представление об ушебти как о рабах хозяина гробницы.
«Осирис говорит: „О ушебти", если Осирис будет учтен, призван, назначен на всякие работы, которые должны быть сделаны там, в некрополе, как делает человек для себя, для плодородия полей, для орошения берегов, для переноски песка с востока на запад и обратно, для удаления сорняков, как делает человек для себя, ты скажешь: „Я сделаю это. Я здесь!"»
Однажды вступив на этот путь, египтяне стали множить такие статуэтки, чтобы избавиться в вечности от неприятных занятий. Они вкладывали им в руки или рисовали на спинах орудия труда и мешки. К статуэткам работников вскоре присоединились статуэтки писцов и надсмотрщиков, ибо за всеми земледельцами должен был надзирать чиновник. И наконец, египтяне начали делать для статуэток миниатюрные предметы из фаянса или бронзы: коромысла с кувшинами для воды или с тазами для песка, корзины, плетенки, мотыги и молотки. На этих модельках, чтобы их не украли и не использовали по другому назначению, тоже ставили имя хозяина гробницы, как на статуэтках.
Следуя той же идее, египтяне начали делать для усопших статуэтки обнаженных женщин. У фараонов и знати при жизни были наложницы, и они не хотели терять этого милого обычая в загробном мире. Выглядели статуэтки так:
![](http://s50.radikal.ru/i127/0811/78/42a79f8b0391.jpg)
Статуя женщины.
Около 2450 года до н.э.
53 х 14 х 16 см
Кальцит (алебастр), краска
Из Саккары. Ныне - Каир. Египетский музей
![](http://s46.radikal.ru/i114/0811/13/c7d78f372a46.jpg)
Статуя мужчины
Около 2450 года до н.э.
50 х 15 х 18 см
Кальцит (алебастр), краска
Из Саккары. Ныне - Каир. Египетский музей
![](http://i025.radikal.ru/0811/5b/90792cb372d8.jpg)
Статуя мужчины
Около 2560 - 2420 до н.э.
Высота 61 см
Известняк, медь, камень
Из Саккары. Ныне - Каир. Египетский музей
![](http://s51.radikal.ru/i131/0811/05/89dced07f4c6.jpg)
Статуэтка пивовара
Около 2280 года до н.э.
Высота 36 см
Известняк, следы краски
Из Гизы (западный некрополь, мастаба D 39/40). Ныне - Хильдесхайм. Музей Пелицеуса
![](http://s52.radikal.ru/i136/0811/41/a077b016b7c7.jpg)
Статуя писца
Около 2500 года до н.э.
Высота 51 см
Известняк, краска
Из Саккары. Ныне - Каир. Египетский музей
Ну и специально для MirrinMinttu
![](http://s49.radikal.ru/i125/0811/91/7767ced1447d.jpg)
Статуя царицы Хатшепсут (фрагмент)
Около 1465 года до н.э.
177 х 63 х 54 см
Гранит
Из Карнака. Ныне - Каир. Египетский музей
![](http://i077.radikal.ru/0811/1e/ab434b4d524a.jpg)
Сфинкс Хатшепсут
Около 1475 года до н.э.
131 х 287 см
Гранит
Из Дейр эль-Бахри. Ныне - Берлин. Египетский музей
![](http://s60.radikal.ru/i168/0811/9a/ddc24da64648.jpg)
Портрет Клеопатры VII
30 - 11 годы до н.э.
Высота 28 см
Мрамор
Берлин. Античный музей
По-видимому, портрет выполнен уже после смерти Клеопатры Седьмой по заказу ее дочери Клеопатры Селены.
Еще моя рада, что с зубами закончила. Сегодня ходила последний раз.
Дочитала Египет Рамзесов. Узнала, что эти самые Рамзесы произошли от бога Сетха (или Сета), чем очень гордились. Еще узнала, что в их время гиен умудрялись натаскивать для охоты.
читать дальше
Дорог в Египте было много: столько же, сколько каналов, потому что во время рытья канала вынутую землю оставляли по берегам и она образовывала приподнятую дамбу, которую не заливало в период разливов. Таким образом, одновременно содержались в порядке и каналы и дороги. Очищая каналы, добывали грунт для починки дорог. Эти дамбы служили для передвижения пешеходов, для прогона скота и для причаливания судов.
Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, но царская делалась гофрированной. Она придерживалась широким поясом с металлической пряжкой, с превосходно исполненными иероглифами в царском картуше спереди и бычьим хвостом сзади. Иногда к поясу подвязывали передник в форме трапеции. Этот передник был целиком из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на рамку. С обеих сторон передник украшали уреи, увенчанные солнечными дисками. - тут меня больше всего впечатлил бычий хвост.
Настоящий воин любил своих коней, да вообще всех лошадей, больше себя самого. Царек Немарат правил только частью Среднего Египта, но у него была своя конюшня в его столице Шмуне. Во время осады страдали все — и люди и лошади. Пиахи вошел в город победителем и прежде всего посетил конюшни. Он увидел пустые лари, увидел голодных лошадей. Он почувствовал жалость и одновременно гнев за то, что его противник в своем ослеплении довел этих благородных животных до такого состояния.
«Клянусь жизнью, любовью ко мне Ра и обновлением жизни дыханием — мерзость это для моего сердца, что лошадей моих заставили голодать, больше всякого совершенного тобою преступления при скупости твоей. Я свидетельствую против тебя!»
И что египтяне обожали всё пересчитывать:
Одержав победу, фараон восходит на помост и окидывает взглядом поле сражения. Слуги держат в вытянутой руке зонты, защищая фараона от солнца. Перед помостом выставлены боевые штандарты. «Князья» и военачальники поздравляют фараона, а тем временем на поле боя начинается долгая процедура переписи, чтобы подсчитать добычу. Как и во времена Яхмоса, каждый воин, убивавший врага, отрубал ему руку, а если этим врагом был ливиец — отрезал член. Эти трофеи он приносил царским писцам. Все это сваливали в кучу поблизости от помоста рядом с грудами оружия, подобранного на поле боя, и целая армия писцов тщательно все сортировала и переписывала.
А еще я рада, что не училась в египетской школе в то время:
«Пиши рукой своей, — без конца повторяет писец Амепемопе, — читай устами своими, советуйся со знающими больше, чем ты. Упражняйся в этом деле, и найдешь ты его [полезным] после [наступления] старости. Счастлив писец искусный в деле своем, владыка [обучения?]. Будь настойчив в работе ежедневно, и ты овладеешь им [своим делом]. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши юноши на спине его, и он внемлет, когда бьют его.»
Фараону и знати было недостаточно одного гроба. Мумия Псусеннеса, уже защищенная золотой маской, покоилась в серебряном гробу, повторявшем очертания мумии, который, в свою очередь, стоял в саркофаге черного гранита, тоже похожем на стилизованную мумию. А этот саркофаг был помещен в прямоугольный каменный ящик, украшенный изнутри и снаружи божествами, в чьи обязанности входило охранять мумию. так вот когда были изобретены матрешки... На выпуклой крышке был изображен лежащий фараон с атрибутами Осириса, а с внутренней ее стороны — богиня неба Нут со всеми ее ладьями и созвездиями. Изображение ее стройного и грациозного тела находилось всего в нескольких сантиметрах над саркофагом из черного гранита, и фараон своими каменными глазами всегда мог созерцать красоту богини.
Поля Иалу, где царил Осирис, были, как сад Кандида, самым прекрасным местом в мире. Но их надлежало возделывать, как настоящие: пахать, сеять, пропалывать, жать, заботиться об оросительных каналах и совершать еще множество работ, цель которых от нас ускользает, например переносить песок с одного берега на другой. Эти работы, вполне естественные для живого земледельца, казались невыносимыми для тех, кто провел земную жизнь в праздности или занимался совсем другим ремеслом. Ни один народ в мире не верил так свято, как египтяне, что изображение какой-то вещи или существа приобретает в загробном мире качества и способности оригинала. Выход из положения напрашивался простой: достаточно сделать статуэтку, чтобы она работала вместо покойного хозяина. Статуэтки из глазурованного фаянса, а порой из бронзы имели форму мумии. Лицо иногда отличалось индивидуальными чертами. Мы думаем, мастера пытались добиться портретного сходства. Но даже если им это не удавалось, они все равно достигали своей цели, потому что на каждой статуэтке писались имя и титул хозяина, которого она замещала. Например: «Осирис N, первый пророк Амона-Ра, царя богов, Хорнахти». Часто более подробная надпись определяла обязанности статуэтки.
Эти статуэтки впервые стали помещать в гробницы в эпоху Среднего царства; с III Переходного периода они назывались «ушебти» (букв. «ответчик») и должны были заменять хозяина гробницы, если его призовут на «всякие работы» (особенно тяжелыми считались «царские»). Их количество в одной гробнице могло доходить до 365 (на каждый день), причем при XIX династии на каждые 10 статуэток приходился один ушебти-надсмотрщик, а общее руководство этой трудовой «армией» осуществляли верховный надсмотрщик и писцы. В конце Нового царства сложилось представление об ушебти как о рабах хозяина гробницы.
«Осирис говорит: „О ушебти", если Осирис будет учтен, призван, назначен на всякие работы, которые должны быть сделаны там, в некрополе, как делает человек для себя, для плодородия полей, для орошения берегов, для переноски песка с востока на запад и обратно, для удаления сорняков, как делает человек для себя, ты скажешь: „Я сделаю это. Я здесь!"»
Однажды вступив на этот путь, египтяне стали множить такие статуэтки, чтобы избавиться в вечности от неприятных занятий. Они вкладывали им в руки или рисовали на спинах орудия труда и мешки. К статуэткам работников вскоре присоединились статуэтки писцов и надсмотрщиков, ибо за всеми земледельцами должен был надзирать чиновник. И наконец, египтяне начали делать для статуэток миниатюрные предметы из фаянса или бронзы: коромысла с кувшинами для воды или с тазами для песка, корзины, плетенки, мотыги и молотки. На этих модельках, чтобы их не украли и не использовали по другому назначению, тоже ставили имя хозяина гробницы, как на статуэтках.
Следуя той же идее, египтяне начали делать для усопших статуэтки обнаженных женщин. У фараонов и знати при жизни были наложницы, и они не хотели терять этого милого обычая в загробном мире. Выглядели статуэтки так:
![](http://s50.radikal.ru/i127/0811/78/42a79f8b0391.jpg)
Статуя женщины.
Около 2450 года до н.э.
53 х 14 х 16 см
Кальцит (алебастр), краска
Из Саккары. Ныне - Каир. Египетский музей
![](http://s46.radikal.ru/i114/0811/13/c7d78f372a46.jpg)
Статуя мужчины
Около 2450 года до н.э.
50 х 15 х 18 см
Кальцит (алебастр), краска
Из Саккары. Ныне - Каир. Египетский музей
![](http://i025.radikal.ru/0811/5b/90792cb372d8.jpg)
Статуя мужчины
Около 2560 - 2420 до н.э.
Высота 61 см
Известняк, медь, камень
Из Саккары. Ныне - Каир. Египетский музей
![](http://s51.radikal.ru/i131/0811/05/89dced07f4c6.jpg)
Статуэтка пивовара
Около 2280 года до н.э.
Высота 36 см
Известняк, следы краски
Из Гизы (западный некрополь, мастаба D 39/40). Ныне - Хильдесхайм. Музей Пелицеуса
![](http://s52.radikal.ru/i136/0811/41/a077b016b7c7.jpg)
Статуя писца
Около 2500 года до н.э.
Высота 51 см
Известняк, краска
Из Саккары. Ныне - Каир. Египетский музей
Ну и специально для MirrinMinttu
![](http://s49.radikal.ru/i125/0811/91/7767ced1447d.jpg)
Статуя царицы Хатшепсут (фрагмент)
Около 1465 года до н.э.
177 х 63 х 54 см
Гранит
Из Карнака. Ныне - Каир. Египетский музей
![](http://i077.radikal.ru/0811/1e/ab434b4d524a.jpg)
Сфинкс Хатшепсут
Около 1475 года до н.э.
131 х 287 см
Гранит
Из Дейр эль-Бахри. Ныне - Берлин. Египетский музей
![](http://s60.radikal.ru/i168/0811/9a/ddc24da64648.jpg)
Портрет Клеопатры VII
30 - 11 годы до н.э.
Высота 28 см
Мрамор
Берлин. Античный музей
По-видимому, портрет выполнен уже после смерти Клеопатры Седьмой по заказу ее дочери Клеопатры Селены.
@темы: история, прикладное искусство, Пьер Монтэ "Египет Рамсесов", места