На работе всё по-прежнему, только Ока в Москве. Очень хочется лечь и не шевелиться. Ира мну задолбала, пока ехали домой - меня и так в машине укачивает, а тут еще она... Хорошо хоть не требовала, чтобы я отвечала - пары кивков было достаточно. Вообще не помню, о чем она говорила.

Взялась за Рабиновича В.Л. "Алхимия как феномен средневековой культуры." Судя по всему, книжка будет интересная - я не заметила, как проглотила 30 страниц введения. Плюс в конце куча иллюстраций (в том числе алхимические символы большинства элементов). Из минусов пока только постоянное упоминание марксизма-ленинизма как методологической основы бла-бла-бла (книга 1979 года). Но после Юрия Афиногеновича это не страшно...

В книге 7 глав, и в каждой с какой-то одной стороны анализируется этот текст:
"Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови."

Во введении была узко-"химическая" расшифровка.

Не забыть посмотреть в выхи:
Папа Иоанн XXII (XIV в.), сам занимавшийся алхимией, тем не менее в 1326—1327 годах издает буллу против магов «Super illius specula» (Thorndike, 1934, 3, ch. 11). Она отлучала ipso facto всех, кто занимался черномагическими делами. Булла специально против алхимиков «Spondet quas поп exhibent» издана тем же папой десятилетием ранее.
Инквизитор Эймерик (1396 г.), как о том свидетельствует Л. Торндайк, сообщает: папа Иоанн XXII прежде, чем обнародовать буллу, собрал алхимиков и природознатцев, дабы выведать у них, основывается ли алхимия на природе. Алхимики сказали да, природознатцы — нет. Но доказать свое мнение алхимики не смогли. Отождествив алхимиков с фальшивомонетчиками, папа постановил: «Отныне занятия алхимией запрещаются, а те, кто ослушается, будут наказаны, заплатив в пользу бедных столько, сколько произведено поддельного золота. Если этого будет мало, судья вправе прибавить, объявив их всех преступниками. Если мошенниками окажутся клирики, то их следует лишить бенефициев» (Thorndike, 1934, 3, с. 32; Walsh, 1912, с. 124—126). Алхимики (точнее, фальшивомонетчики) — подрыватели экономических устоев, а не устоев веры. Джон Дастин (XIV в.) написал папе письмо, доказывая истинность и пользу алхимического искусства (Josten, 1949, IV, 1—2).

Франсиско Мартинес де ла Роса (XVIII—XIX в.):
Алхимия была его уделом.
Всю жизнь из меди золото он делал.
Ввиду столь уважительной причины
Он похоронен здесь за счет общины
(1977, I, с. 250).

поискать Линн Торндайк "История магии и экспериментальных наук"

@темы: история, Алхимия как феномен средневековой культуры, алхимия