На работе взялась за "Клеопатру" Майкла Гранта. Нря. Нет этих любимых нашими "библиографами" бесконечных описаний того, о чем она думала, никакой фигни про постельную жизнь и спекуляций на тему сексуальности и небывалой власти над мужчинами. И одновременно не слишком подробно, человек "совсем не в теме", то есть я, читает легко.
Цитаты и впечатления
Узнала, что во времена Клеопатры и ее папы деньги ростовщики давали под 24% годовых. Дорого.
Искусство косметики было развито в Египте издревле, и Клеопатра, конечно, не была чужда этой национальной традиции, хотя сама и не была египтянкой. Сурьмой и ламповой сажей пользовались для подкрашивания бровей и ресниц, охрой красили губы, а ногти, подошвы ног и ладони красили хной. Но не только в Египте, а и во всем эллинистическом мире женщины занимались макияжем. Краска и пудра применялись, по крайней мере, с IV века до н.э. Знакомство Клеопатры с этим искусством отчасти подтверждается тем, что ей приписывается трактат по лечебной косметике. В данном случае не так важна подлинность авторства, как то, что именно ее считали возможным автором. Сохранился несколько загадочный отрывок из этого трактата:
«Следующее средство, применяемое вместе с маслом или помадой, лучше всего действует при выпадении волос или ресниц или при облысении. Взять одну часть из пепла домашних мышей, одну часть из сожженного волокна виноградного листа, одну часть из сожженных лошадиных зубов, одну часть медвежьего сала, одну часть костного мозга оленя, одну часть коры тростника. Растолочь в сухом виде и смешать с большим количеством меда, до получения однородной массы; сало и костный мозг добавлять, когда расплавятся. Снадобье хранить в медном флаконе и растирать облысевшие места, пока не вырастут волосы». - ну вроде бы оно хотя бы не ядовитое...
Нового владыку (Марка Антония), готовившего поход в Парфию, не могло не интересовать положение в сопредельных, зависимых от Рима государствах. Однако в то время он уделил особое внимание лишь Каппадокии, поскольку тамошняя правительница Глафира, мать Архелая, претендовавшего на местный престол, «поразила Антония своей красотой». - Вот тут кстати странно... Вики на Глафиру и Архелая выдает, что Глафира была его дочерью и женой сына Ирода Александра. Аппиан в "Гражданских войнах" пишет, что "Проходя по Фригии, Мисии и стране галатов в Азии, Каппадокии, Киликии, Келесирии, Палестине, Итурее и остальным областям, занятым сирийцами, Антоний на всех наложил тяжелые подати и творил суд над городами и царями: в Каппадокии над Ариаратом и Сисинной, причем содействовал воцарению Сисинны, прельстившись красотой матери его, Глафиры; в Сирии он изгнал тиранов, правивших городами." Надо будет еще в выхи посмотреть. Похоже там две Глафиры были.
Еще про Антония:
Впрочем, привлекательность отождествления с Гераклом во многом объяснялась наивным тщеславием самого Антония, о чем упоминал Плутарх.
Выдающиеся умственные способности этого римского полководца нередко не приносили ему пользы из-за лени и недостаточного психологического опыта (он не очень хорошо разбирался в людях). Правда, многие недостатки ему прощали за личное обаяние и чувство юмора, включавшее редкую для римлян способность посмеиваться чад собой. Плутарх писал об Антонии:
«Он не имел представления о многом из того, что делалось от его имени, не только по своему легкомыслию, но и потому, что он был настолько наивен, что доверял своим подчиненным. Нрав этого человека был простым, и он, случалось, плохо представлял себе, что происходит в его окружении. Осознав, что он был не прав, Антоний раскаивался и всегда готов был извиниться перед человеком, которому нанес обиду. Если он хотел наказать виновного или исправить несправедливость, то делал это от души; и обычно считалось, что он чаще переходил границы, раздавая награды, нежели назначая наказания. Что до грубоватых и наглых шуточек, которые он любил, то на это имелось и противоядие: каждый мог с лихвой возместить причиненную обиду, поскольку Антоний не меньше, чем шутки над другими, любил и шутки над собой. Это качество Антония не раз вредило ему, поскольку он едва ли мог поверить, что находились люди, которые под вольностями и шуточками скрывали хитрую лесть. Ему и невдомек было, что иные нарочно притворялись откровенными и даже развязными, чтобы таким образом прикрыть свои намерения. Они поддерживали застольные беседы в его вкусе, чтобы казалось, что они общаются с ним из любви к его остроумию, а вовсе не для того, чтобы добиться от него желаемого» (см. Антоний).
Частная жизнь Антония была довольно беспорядочной. Цицерон в своих «Филиппиках» не раз эксплуатировал тему пьянства Антония. Кроме того, он был безмерно женолюбив (подобно своему кумиру Гераклу, не говоря уже о своем бывшем патроне Цезаре), и это свойство характера создавало ему репутацию, которая его вполне устраивала. Как утверждали политические враги Антония, в юности у него якобы была одна гомосексуальная связь (если не больше). Но то — в далеком прошлом, теперь же он интересовался только женщинами. Как писал тот же Плутарх:
«Слабость к противоположному полу оттеняла привлекательные черты его характера и даже завоевала ему симпатии многих людей, поскольку Антоний часто помогал другим в их любовных делах и с добродушием воспринимал их шутки по поводу его собственных дел такого рода».
При этом, однако, Антоний был женат уже не в первый раз, и его жена, красавица Фульвия, играла большую роль в общественных делах мужа. Это была властная женщина, которая, по отзывам современников, обладала лишь женской внешностью, но вовсе не женским характером. По словам Плутарха, «эту женщину не интересовало прядение или иные домашние дела. Она не могла бы также удовлетвориться властью над мужем, не имеющим притязаний в общественной жизни; она желала править управляющими и командовать командующими. Поистине, Клеопатра была в долгу перед Фульвией, научившей Антония повиноваться воле жены. Когда она встретила его, он уже достаточно научился подчиняться женской власти. Однако Антоний, с помощью всяких шуточек и мальчишеских выходок, старался, насколько возможно, сделать свою жизнь с Фульвией немного веселее».
Как и Фульвия, Антоний уже третий раз состоял в браке, но его прежние жены отнюдь не оказывали такого влияния на политические дела, как она. Она была первой в истории Рима женой правителя, которая стала играть реальную роль в политической жизни. Такая ее роль в общественных делах империи проявилась в том, что Фульвия стала первой женщиной, чьи портреты (прежде портретов императриц) появились на римских монетах. Эти серебряные монеты были отчеканены от имени Антония в 43 — 42 годах до н.э. в Лугдуме (Лион); на них Фульвия изображена как Виктория (богиня Победы). Эту идентификацию ставили под сомнение на том основании, что Фульвия-Виктория была здесь очень похожа на символическое изображение богини Победы на монетах, выпущенных за сорок лет до того. Даже если это и так, важно, что изображение Виктории принимали за портрет Фульвии, тем более что сохранились и другие портреты. Например, идентичный портрет имеется на монетах фригийского города Эвмения, причем название города на монетах — не Эвмения, а Фульвия. Очевидно, Антоний, проезжая в 41 году до н.э. через Малую Азию, назвал этот городок именем своей жены, отчего ее изображение и появилось на монетах. В финикийском городе Триполи также чеканили монету с портретами Антония и Фульвии. Сама Фульвия находилась тогда в Италии и следила, чтобы Октавиан не нарушил интересов ее мужа, но слава о ней достигла Востока.
А еще меня вчера укусил вампир
Начала проходить квест по излечению, но когда еще пройду... Обидно, мне не нря вампиры в обле.
Цитаты и впечатления
Узнала, что во времена Клеопатры и ее папы деньги ростовщики давали под 24% годовых. Дорого.
Искусство косметики было развито в Египте издревле, и Клеопатра, конечно, не была чужда этой национальной традиции, хотя сама и не была египтянкой. Сурьмой и ламповой сажей пользовались для подкрашивания бровей и ресниц, охрой красили губы, а ногти, подошвы ног и ладони красили хной. Но не только в Египте, а и во всем эллинистическом мире женщины занимались макияжем. Краска и пудра применялись, по крайней мере, с IV века до н.э. Знакомство Клеопатры с этим искусством отчасти подтверждается тем, что ей приписывается трактат по лечебной косметике. В данном случае не так важна подлинность авторства, как то, что именно ее считали возможным автором. Сохранился несколько загадочный отрывок из этого трактата:
«Следующее средство, применяемое вместе с маслом или помадой, лучше всего действует при выпадении волос или ресниц или при облысении. Взять одну часть из пепла домашних мышей, одну часть из сожженного волокна виноградного листа, одну часть из сожженных лошадиных зубов, одну часть медвежьего сала, одну часть костного мозга оленя, одну часть коры тростника. Растолочь в сухом виде и смешать с большим количеством меда, до получения однородной массы; сало и костный мозг добавлять, когда расплавятся. Снадобье хранить в медном флаконе и растирать облысевшие места, пока не вырастут волосы». - ну вроде бы оно хотя бы не ядовитое...
Нового владыку (Марка Антония), готовившего поход в Парфию, не могло не интересовать положение в сопредельных, зависимых от Рима государствах. Однако в то время он уделил особое внимание лишь Каппадокии, поскольку тамошняя правительница Глафира, мать Архелая, претендовавшего на местный престол, «поразила Антония своей красотой». - Вот тут кстати странно... Вики на Глафиру и Архелая выдает, что Глафира была его дочерью и женой сына Ирода Александра. Аппиан в "Гражданских войнах" пишет, что "Проходя по Фригии, Мисии и стране галатов в Азии, Каппадокии, Киликии, Келесирии, Палестине, Итурее и остальным областям, занятым сирийцами, Антоний на всех наложил тяжелые подати и творил суд над городами и царями: в Каппадокии над Ариаратом и Сисинной, причем содействовал воцарению Сисинны, прельстившись красотой матери его, Глафиры; в Сирии он изгнал тиранов, правивших городами." Надо будет еще в выхи посмотреть. Похоже там две Глафиры были.
Еще про Антония:
Впрочем, привлекательность отождествления с Гераклом во многом объяснялась наивным тщеславием самого Антония, о чем упоминал Плутарх.
Выдающиеся умственные способности этого римского полководца нередко не приносили ему пользы из-за лени и недостаточного психологического опыта (он не очень хорошо разбирался в людях). Правда, многие недостатки ему прощали за личное обаяние и чувство юмора, включавшее редкую для римлян способность посмеиваться чад собой. Плутарх писал об Антонии:
«Он не имел представления о многом из того, что делалось от его имени, не только по своему легкомыслию, но и потому, что он был настолько наивен, что доверял своим подчиненным. Нрав этого человека был простым, и он, случалось, плохо представлял себе, что происходит в его окружении. Осознав, что он был не прав, Антоний раскаивался и всегда готов был извиниться перед человеком, которому нанес обиду. Если он хотел наказать виновного или исправить несправедливость, то делал это от души; и обычно считалось, что он чаще переходил границы, раздавая награды, нежели назначая наказания. Что до грубоватых и наглых шуточек, которые он любил, то на это имелось и противоядие: каждый мог с лихвой возместить причиненную обиду, поскольку Антоний не меньше, чем шутки над другими, любил и шутки над собой. Это качество Антония не раз вредило ему, поскольку он едва ли мог поверить, что находились люди, которые под вольностями и шуточками скрывали хитрую лесть. Ему и невдомек было, что иные нарочно притворялись откровенными и даже развязными, чтобы таким образом прикрыть свои намерения. Они поддерживали застольные беседы в его вкусе, чтобы казалось, что они общаются с ним из любви к его остроумию, а вовсе не для того, чтобы добиться от него желаемого» (см. Антоний).
Частная жизнь Антония была довольно беспорядочной. Цицерон в своих «Филиппиках» не раз эксплуатировал тему пьянства Антония. Кроме того, он был безмерно женолюбив (подобно своему кумиру Гераклу, не говоря уже о своем бывшем патроне Цезаре), и это свойство характера создавало ему репутацию, которая его вполне устраивала. Как утверждали политические враги Антония, в юности у него якобы была одна гомосексуальная связь (если не больше). Но то — в далеком прошлом, теперь же он интересовался только женщинами. Как писал тот же Плутарх:
«Слабость к противоположному полу оттеняла привлекательные черты его характера и даже завоевала ему симпатии многих людей, поскольку Антоний часто помогал другим в их любовных делах и с добродушием воспринимал их шутки по поводу его собственных дел такого рода».
При этом, однако, Антоний был женат уже не в первый раз, и его жена, красавица Фульвия, играла большую роль в общественных делах мужа. Это была властная женщина, которая, по отзывам современников, обладала лишь женской внешностью, но вовсе не женским характером. По словам Плутарха, «эту женщину не интересовало прядение или иные домашние дела. Она не могла бы также удовлетвориться властью над мужем, не имеющим притязаний в общественной жизни; она желала править управляющими и командовать командующими. Поистине, Клеопатра была в долгу перед Фульвией, научившей Антония повиноваться воле жены. Когда она встретила его, он уже достаточно научился подчиняться женской власти. Однако Антоний, с помощью всяких шуточек и мальчишеских выходок, старался, насколько возможно, сделать свою жизнь с Фульвией немного веселее».
Как и Фульвия, Антоний уже третий раз состоял в браке, но его прежние жены отнюдь не оказывали такого влияния на политические дела, как она. Она была первой в истории Рима женой правителя, которая стала играть реальную роль в политической жизни. Такая ее роль в общественных делах империи проявилась в том, что Фульвия стала первой женщиной, чьи портреты (прежде портретов императриц) появились на римских монетах. Эти серебряные монеты были отчеканены от имени Антония в 43 — 42 годах до н.э. в Лугдуме (Лион); на них Фульвия изображена как Виктория (богиня Победы). Эту идентификацию ставили под сомнение на том основании, что Фульвия-Виктория была здесь очень похожа на символическое изображение богини Победы на монетах, выпущенных за сорок лет до того. Даже если это и так, важно, что изображение Виктории принимали за портрет Фульвии, тем более что сохранились и другие портреты. Например, идентичный портрет имеется на монетах фригийского города Эвмения, причем название города на монетах — не Эвмения, а Фульвия. Очевидно, Антоний, проезжая в 41 году до н.э. через Малую Азию, назвал этот городок именем своей жены, отчего ее изображение и появилось на монетах. В финикийском городе Триполи также чеканили монету с портретами Антония и Фульвии. Сама Фульвия находилась тогда в Италии и следила, чтобы Октавиан не нарушил интересов ее мужа, но слава о ней достигла Востока.
А еще меня вчера укусил вампир
![:(](http://static.diary.ru/picture/1146.gif)
@темы: история, по жизни, "Клеопатра" Майкл Грант