Моё устало от слова вообще. Но в отпуск ушло. На неделю. Теперь главное, чтобы всю неделю эта погода держалась.
На работе читаю "Мусульманский ренессанс" Меца. Нря, очень. Правда в главе про течения в исламе я опять запуталась, хотя пробую разобраться в этом всём уже не первый раз. Мешает то, что в исламе течения завязаны на правителей/династии, автор их употребляет практически как синонимы, и я путаюсь. А уж когда он начинает про государственные праздники рассказывать - это вообще жесть, я же не помню, кто такой был Али и почему он прятался в пещере >.< Или это не Али был? В общем сильно не хватает маленького экскурса "кто из них кому и кем приходится, и зачем тут пещера".
Старая шпора по основным течениям ислама и династиям
Курайшиты - племя, из которого родом пророк.
Сасаниды (224-651) - третья иранская династия, побеждены арабами при 3-ем халифе Усмане.
Династии:
Омейяды (661-750) - первая династия, не родственники пророка.
Хашимиты (Хашим - дед пророка):
Аббасиды (750—1258) - вторая династия, от Аббаса, дяди пророка. Свергнуты монголами-завоевателями.
Фатимиды (910-1171) - откололись от Аббасидов, потомки Фатимы, дочери пророка от Хадиджи. Египет.
Айюби́ды (1171-1250) - сместили фатимидов, султаны Египта курдского происхождения. Не родственники пророка. Основатель - Салах-ад-дин Юсуф ибн-Айюб, он же Саладин.
Течения в исламе:
Сунниты (с 9 века) - не признают божественность Мухаммеда и право его наследников на власть.
Хариджиты (657-вторая половина 17 века) - взбунтовавшиеся солдаты, база в Басре, политические убийства и мятежи, равенство всех мусульман независимо от национальности, большой и малый грех.
Ибадиты (абадиты) — приверженцы умеренного течения в движении хариджитов, возникли в VII веке в Ираке.
Шииты (с середины 7 века) - считают, что править должны потомки пророка.
Шииты-двунадесятники - признают своими духовными руководителями 12 имамов из рода Али, верят, что двенадцатый имам исчез в малолетнем возрасте в 873—874 гг. ("скрытый имам").
Алавиты (алауиты, нусайриты) (с 880-х)- считается, что течение основано богословом Абу Шауибом Мухаммедом Ибн Нусайром, который, проповедовал божественность одиннадцатого шиитского имама аль-Хасана аль-Аскари. Сами алавиты никому про себя не рассказывают и вообще существа скрытые и неизученные.
Исмаилиты - последователи старшего сына 6-го шиитского имама Исмаила, умершего ок. 760. Тогда возникла идея "скрытого имама". Считаются еретиками, преследовались.
Низариты (10 век) - ветвь исмаилитов, "скрытый имам" - Низар из фатимидов. Хассан ибн Саббах "Старец Горы" был низаритом.
Хашашины - ассасины, их знаю.
Причем пробую разобраться уже не первый раз, и всё равно стоит закрыть книгу - забываю всё. Обидно.
Зато очень интересно было про отношение мусульман к "покровительствуемым" - то бишь христианам, иудеям и зороастрийцам.
читать дальше
Я в принципе в курсе, что ислам - одна из самых веротерпимых религий, по крайней мере в пору его расцвета, и что христиане-еретики (те же яковиты) бежали под крыло халифов, спасаясь от христиан-ортодоксов, но такого представить не могла ![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Хотя сначала лирическое отступление. Вообще к исповедующим эти три религии отношение было разное на государственном уровне. Если иудеи и зороастрийцы считались как бы "покоренными народами" - потому что изначально у них всё-таки были свои государства, то к христиане были только религиозным учением. Соответственно различалась финансовая политика - собранная с христиан подушная подать отходила целиком в казну, а вот главы иудеев и последователей Ахурамазды получали половину подати назад - на развитие общин. И вообще они были кем-то вроде наместников, только без определенного "места" - их власть (в том числе судебная) распространялась на всех единоверцев. И поддерживалась исламскими правителями.
Кроме подушной подати, которой мусульмане не облагались, для "покровительствуемых" время от времени пытались ввести специальные знаки на одежду, что, видимо, удавалось не каждый раз, опять же время от времени запрещали ездить верхом на конях (только на мулах и ослах), иногда запрещали строить новые церкви (а иногда наоборот, на эти цели деньги из казны подкидывали). Из постоянного - только запрет на переход из ислама в эти религии, + запрет мусульманкам выходить замуж за иноверцев. Мусульманам жениться на христианках никто не запрещал, "ибо запрет сей бесполезен - выйти замуж за иноверца не позволяет христианкам им их религия". Свидетельствовать в суде не-мусульманам то запрещали, то разрешали, а на счет штрафа за убийство автор приводит три разных мнения - от равного за мусульманина и не-мусульманина, до соотношения в 1/3.
Ну а теперь картинки
Перепечатывать влом, а текст не копируется. Про реальное положение христиан и иудеев при халифах ![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
![](http://s50.radikal.ru/i127/0902/2f/ab62de86b62a.jpg)
![](http://s42.radikal.ru/i098/0902/bb/edb01a9befc9.jpg)
@темы:
история,
"Мусульманский ренессанс" Мец,
ислам