Всё, один патч доставился... от версии 2.0.2 до 2.10.0. Возилась с ним вчера весь день - он сцуко мало того что весит 500 метров (то есть в переводе на время закачки - около 8 часов), так ему еще 3 гига места на системном диске надо для процесса установки. Сегодня снесла пейнтер - вроде встал. Самое забавное, что текущая версия - 2.40.0. Я повешусь... но непропатченной игрой тоже особого удовольствия нет играть. Так что всё равно качать буду...
На работе читаю книгу Мэри Дуглас "Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу". Нря. Маленькая, правда... но нря. Нет отношения к примитивным культурам как к недоразвитым. И судя по этой книге - мы не сильно от них отличаемся
Что меня лично радует - приятно понимать, что мы не какие-то пришельцы, а всё-таки люди (понимаю, что коряво сказала, но лучше объяснить не могу).
цитаты
Хорошим примером веры в антропоцентричные силы являются представления бушменов о Н'ау, некоей силе, ответственной за погоду по крайней мере в районе Ньяе-Ньяе в Бекуаналанде. Н'ау - это безличная неморальная сила, определенно вещь, а не личность. Она высвобождается, когда какой-нибудь охотник с определенным типом физического сложения убивает животное, во внешности которого присутствуют те же элементы. Реальные погодные условия в каждый момент времени теоретически рассматриваются как результат сложных взаимодействий многих охотников со многими животными (Marshall). Такая гипотеза кажется привлекательной, и, по-видимому, она удовлетворительна с точки зрения логики, так как несмотря на то, что она теоретически доступна верификации, никто до сих пор не предпринял серьезной попытки проверить ее на практике.
Леле верят, что если знахарь переспал с женой своего пациента, или если пациент переспал с его женой, то он не может лечить этого пациента, так как лекарства, предназначенные для того, чтобы исцелять, убьют его. Этот результат не зависит ни от намерений доктора, ни от его информированности. Считается, что лекарство само будет реагировать таким неодинаковым образом. Более того, леле верят, что если лечение успешно проведено, и пациент отказывается уплатить знахарю причитающееся за его услуги, то болезнь вернется и, может быть, даже в более тяжелой форме. Медицина леле, таким образом, считается способной распознавать неуплаченные долги и тайные измены.
Если старое и гнилое гранатовое дерево упало и убило кого-то, кто сидел в его тени, это событие приписывается азанда действию колдовства. Азанда легко соглашаются с тем, что падать - это в природе старых и гнилых гранатовых деревьев, они также соглашаются с тем, что если человек день за днем по несколько часов сидит в его тени, он может быть раздавлен, когда оно упадет. Общая закономерность очевидна, и это неинтересный предмет для рассуждений. Вопрос, который занимает их, - это совершение уникального события на стыке двух независимых последовательностей явлений. В течение многих часов под гранатовым деревом никто не сидел, и тогда оно могло упасть, не причинив никакого вреда, никого не убив. В течение многих часов под ним сидели другие люди, которые могли стать его жертвами, но которых там в тот момент не оказалось. Чрезвычайно интересным представляется вопрос о том, почему дерево упало именно тогда, когда упало, именно в данный конкретный момент, когда никто больше под ним не сидел. Общие закономерности природы отслеживаются достаточно верно и точно для того, чтобы удовлетворять техническим запросам культуры азанда. Но после того, как потребность в технической информации исчерпана, интерес сосредотачивается на том, как конкретный человек связан со вселенной. Почему это случилось именно с ним? Что он предпринял для того, чтобы предотвратить несчастье? Виноват ли в этом кто-нибудь? Это, конечно, предполагает теистическое видение мира. Так же как и в колдовстве, от духов можно получить ответ только на четко сформулированные вопросы. Последовательная смена времен года, отношение облаков к дождю и дождя к урожаю, засухи к эпидемии и т.д. - это все признается. Это воспринимается как должное, как фон, на котором необходимо решать более личные и более насущные проблемы. Жизненно важными для любых теистических представлений о мире будут те же вопросы, что и для азанда: почему погибли посевы этого фермера, а не его соседа? Почему буйвол проткнул рогами именно этого человека, а не кого-то из тех, кто был с ним на охоте? Почему у этого человека умерли дети или коровы? Почему я? Почему сегодня? Что здесь можно предпринять?
Про "пограничные состояния" как причину особой силы:
Я сошлюсь также на пример эханцу, племени в центральной части Танзании, которые одним из общепризнанных способов обретения необходимых для знахаря умений считают нахождение в лесу в невменяемом состоянии. Виржиния Эдам, занимавшаяся исследованием этого племени, рассказывала мне, что кульминационный момент их ритуального цикла приходится на ежегодные ритуалы, посвященные дождю. Если в ожидаемое время дождь не случается, эханцу подозревают в этом колдовское вмешательство. Чтобы нейтрализовать колдовство, они берут дурачка и посылают его бродить в лесных зарослях. В процессе своих скитаний по лесу он бессознательно разрушает действие колдовских чар. Тут идет речь о "двойном" пересечении границы - с одной стороны, уход в лес - это уход в другой мир, с другой стороны, дурачок изначально находится "вне" деревни как социального образования.
По всей видимости, если у человека нет места в социальной системе, и, следовательно, он - существо маргинальное, все меры по предотвращению опасности должны приниматься другими. Сам он ничего не может поделать со своей ненормальной ситуацией. Это в общих чертах повторяет то, как мы сами воспринимаем людей в маргинальных состояниях, - в секулярном, а не в ритуальном контексте. Социальные работники, занимающиеся реабилитацией бывших заключенных, пишут о трудностях нахождения постоянной работы для таких людей - трудностях, возникающих из отношения к ним общества в целом. Человек, который провел какое-то время в заключении, неизбежно оказывается за рамками обычной социальной системы. Если не происходит какого-то ритуального включения его обратно в эту систему, которое позволило бы четко определить его новую позицию, он остается в маргинальном состоянии, разделяя его с теми, кому так же приписываются такие качества, как ненадежность, необучаемость, - и все прочие социально осуждаемые вещи. Это же касается и тех, кто прошел через институты лечения душевных болезней. До тех пор, пока они остаются у себя дома, их необычное поведение не кажется неприемлемым. Но как только их формально классифицируют как ненормальных, то же самое поведение уже представляется нетерпимым. Отчет о выполнении одного канадского проекта 1951 года, имевшего целью изменить отношение к душевнобольным, показывает, что область терпимости ограничивается попаданием в психиатрическую клинику. Если человек никогда не покидал общество и не оказывался в подобном маргинальном состоянии, окружающие спокойно терпят любые его эксцентрические выходки. Поведение, которое психиатр классифицировал бы как паралогическое, обычно никого не смущает и вызывает реакцию типа "хорошенькие причуды", "во дает" или "чего только не бывает на свете". Но как только пациент помещается в психиатрическую клинику, терпимости больше нет. Поведение, которое до того рассматривалось как до такой степени нормальное, что все предположения, высказываемые психиатром, воспринимались чрезвычайно враждебно, теперь уже рассматривается как ненормальное (цит. по Cumming). Так что социальные работники, работающие с душевнобольными, сталкиваются с той же самой проблемой реабилитации выходящих из клиники пациентов, что и общества помощи заключенным. Тот факт, что распространенные представления о бывших заключенных или помешанных имеют реальные основания, в данном случае не имеет значения. Более интересным представляется то, что маргинальный статус вызывает одни и те же реакции по отношению к себе (в современном и примитивном обществе) и что это сознательно отражено в ритуалах, связанных с маргинальностью.
@темы:
история,
по жизни,
Анализ представлений об осквернении и табу,
мифология