Прочитала тут "Повседневную жизнь восточного гарема", автор Шапи Казиев. Полное ощущение, что автор ниразу не историк и даже не писатель, а вся книга - это такая компиляция... Ну вроде как если бы мне предложили написать что-нибудь из жизни рыбы корюшки. Я бы нашла пару монографий исследователей, мемуары какого-нибудь биолога про то, как он эту корюшку изучал, пару энциклопедий и три научпоповские книжки, рассказ про рыбную ловлю и фотографию из "Юного натуралиста" и на основе всего этого сварганила бы свой текст. У автора были на руках: камасутра, пара древнекитайских трактатов, сказки тысячи и одной ночи, книжка Теофиля Готье о его поездке в Турцию, воспоминания двух других путешественников, а также одного бея и одной бывшей жены шаха, видимо, бежавшей из Турции после революции в начале 20 века, и два корана с комментариями. А, еще "Бахчисарайсий фонтан". Всё.
Радует хотя бы то, что он не писал с позиции "Ах, какой ужас!" и не стеснялся цитатствовать. Так что читать это можно. Единственное, что напрягало - в книге, посвященной в основном турецким гаремам, иногда в произвольном порядке появляются отрывки про Китай и Индию. Как-то оно того... Будто автору страниц не хватало. Но читать можно. И язык относительно нормальный.
Структура гарема турецкого султана
Валиде-султан (мать султана).
Хазнедар-уста (великая казначейша).
Бах-кадина (первая жена султана), вторая, третья и четвертая кадины.
Бах-ирбаль (первая фаворитка ero величества), вторая, третья и прочие ирбаль.
Гезде (девицы, замеченные султаном, чающие или вздыхающие ).
Кадины-эфенди (матери принцев или принцесс).
Султанши (не выданные замуж принцессы крови).
Каждая из поименованных дам имеет свой особый двор (даирэ) и свиту из женщин.
А теперь представим устройство собственноrо двора валиде-султан, служившеrо образцом для всех ocтальных.
Валиде-султан.
Ее казначейша, секретарь, хранительница печати, первая хранительница rардероба, первая наливательница воды, первая подательница кофе, первая приrотовительница шербета и проч., одним словом, дюжина дам, называющихся кальфа (rоспожа).
Каждая кальфа имеет в своем распоряжении из вестное число учениц, называющихся аляибр, что значит рабыни. Все аляибры очень молоды от пятнадцати до двадцати и составляют низшую ступень rаремной иерархии.
Перейдем теперь к более обстоятельному описанию основных ступеней rаремной «табели о paHrax».
Валuде-султан
Мать правящеrо султана бьта вершиной rаремной иерархии. Ее власть бьта непререкаема и безраздельна, как у императрицы.
«Первая леди», сумевшая сделать cBoero сына, как правило, одноrо из мноrих, наследником престола, невольно внушала уважение своему окружению, а прочим страх и трепет. Да и кто лучше ее знал rаремную жизнь со всеми ее явными и тайными CTOронами.
Казалось бы, правительницей rapeMa моrла быть одна из законных четырех жен султана, однако это
влекло за собой опаснейшие интриrи, в которые Heминуемо включились бы конкурирующие кланы каждой из жен. Проще и безопаснее было держать жен в равном положении, предоставив власть почтенной матроне. А женам оставить соперничество за внимание султана и надежду сделать очередным султаном cBoero сына.
Валиде-султан была не только правительницей raрема, но и законодательницей мод. Дамы, посмевшие одеваться более роскошно или носить более дороrие украшения, рисковали навлечь серьезные неприятно сти не только на себя, но и на cBoero супрyrа. Валиде-султан величали «О, венец укрытых паранджой!» или «Наша rоспожа». Без ее ведома в rapeMe не происходило ни одноrо значимоrо события, включая выезды из сераля или посещения родственниц. Без ее одобрения никто не Mor быть «зачислен» в rapeM, будь то чернокожая рабыня-кухарка или белокожая одалиска, которой устраивался придирчивый экзамен.
Формально к валиде-султан бьт приставлен важный сановник, именовавшийся валиде-киясси, назначавшийся императорским указом. Он исполнял административные функции. И хотя должен бьт быть «(оком султана» в rapeMe, большей частью бьт занят материальным обеспечением «(Дома счастья», следуя пожеланиям валиде-султан.
Хазнедар-уста
Опорой материсултанши в самом rapeMe была хазнедар-уста rлавная экономка, исполнявшая TaK же обязанности казначея и интенданта. Эта, обычно немолодая и весьма опытная, дама имела сотни личных cлyr, помощников, рабынь и евнухов. Хазнедар вела хозяйство, следила за порядком и представляла реryлярные доклады rоспоже.
Одной из ее rлавных прероrатив бьто возведение осчастливленных вниманием султана избранниц на
ложе повелителя. Она руководила этой деликатной церемонией с rлубоким знанием дела, после чеrо встречала и провожала к предмету страсти caMoro султана.
При необходимости она представляла валиде-сул тан вне rapeMa. И ей оказывали не меньше уважения, чем султанше-матери, на которую хазнедар имела cyщественное влияние.
Если случал ось, что мать-султанша оставляла этот мир, ее обязанности и полномочия переходили к хазHeдap-ycтa. Однако она не всеrда честно выполняла свои обязанности. Коrда умерла мать султана Абдул Меджид а, в rapeMe начался хаос, которым хазнедар не преминула воспользоваться в своих интересах. Со своими приближенными она растащила имущество и казну rapeMa, завладев таким образом мноrомиллионным состоянием. Но власть ее бьта так велика, что осведомленные о ее проделках министры, включая министра финансов, лишь смиренно склоняли перед ней rоловы.
Жены султана.
Как мусульманин султан имел право иметь до четырех жен, то есть жен официальных, с которыми заключались брачные контракты, иrрались свадьбы со всеми подобающими церемониями. Однако со BpeMeнем это правило претерпело немало изменений. Брачные контракты заключались уже не со всеми или BOвсе не заключались.
Сам институт наложниц был кощунственным Hapyшением мусульманскоrо закона, потому что наложницами моrли признаваться лишь женщины, оказавшиеся в плену у мусульман в ходе джихада войны за Beру. Но таковых было HeMHoro. Подавляющее же число наложниц поступали в rapeMbI совсем иными пyrями, о чем будет рассказано позже.
В конце концов султаны стали без излишних формальностей жениться только на рабынях. Женами признавались те из рабыньналожниц, которые рожали султану детей, считавшихся законными наследниками.
Тем не менее rлавными или любимыми (хасеки) попрежнему считались только четыре супрyrи. Первая жена именовалась бах-кадина.
Каждая из rлавных жен имела даирэ - собственные апартаменты с соответствующим штатом рабынь, eBнухов и т. д. Обычно жены султана жили на верхних этажах, а прислyrа на нижних.
Если место одной из жен по какой-либо причине становилось вакантным, ero занимала женщина, cyMeBшая обратить на себя особое внимание султана. И Heтрудно представить, какая жестокая, хотя и скрытая от посторонних rлаз борьба велась за право занять эту вожделенную нишу.
Кадины
Основными претендентками на звание одной из четырех законных жен повелителя были просто кадины. Эти дамы тоже находились в весьма привилеrированном положении, так как были или беременны, или уже успели произвести на свет принца или принцессу.
Жерар де Нерваль, которому устроили тайную экскурсию по сералю, коrда в нем не было женщин, писал: «Это были комнаты кадин. Абсолютное сходство этих помещений удивило меня, но мне объяснили, что между женами султана црит полное равенство... В качестве примера художник рассказал мне, что Korда ero высочество заказывает для своих жен в Пере, обычно у французскоrо кондитера, коробки конфет, они обязательно должны быть одинаковыми. Дополнительная обертка, особая форма конфеты, даже лишние пастила или драже вызвали бы нежелательные разноrласия между этими прелестными созданиями; как и у всех мусульман, у них очень развито чувство равенства».
Кадины считались признанными, хотя и неофициальными, женами султана. До cBoero возвышения ка
дины находились в paHre икбал - фавориток.
Икбал
Катеrория икбал (счастливые) была переходной от простой rаремной рабыни к уважаемой даме. Такая счастливая перемена судьбы зависела и от случая, и от rapeMHbIx интриr.
Дюжина очаровательных одалисок, более дрyrих преуспевших в rapeMHbIx науках, составляли cBoero рода аристократию прислyrи и окружали посетившеrо raрем султана.
rлавное было попасться на rлаза султану и OCTaHOвить на себе ero внимание. Одни рабыни искали TaKoro случая, дрyr»х случай находил сам. Это моrло произойти в самых обычных обстоятельствах Korда он спал, ел, одевался. Случалось, что султан примечал наложниц на приемах, праздниках или выездах.
В отличие от всех остальных мужчин султан Mor видеть женский персонал любоrо rapeMa с OTKpЫTЫми лицами. Эта привилеrия ero величества принималась безропотно, хотя и 'Выходила за рамки единоrо для всех мусульман закона.
В Коране по этому поводу сказано: «И скажи (женщинам) верующим: пусть они потупляют свои взоры и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на rруди, пусть не показывают своих украшений, разве толь CBOим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или CBOим женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или слyrам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постиrли HaroTbI женщин; и пусть не бьют своими ноrами, так чтобы узнавали, Kaкие они скрывают украшения. Обратитесь все к Аллаху, о верующие, может быть, вы окажетесь счастливы ми!» (24:31)
«Предположим, что султан решил навестить свою мать или одну из своих законных жен, пишет Ocман-бей. В покоях, которые желал посетить султан, начиналась страшная суматоха. Все шумят, кричат, Ha ряжаются и украшают апартаменты.
Коrда ero величество усаживается на предназначенный только для Hero диван, ему с особыми церемониями предлаrают yrощения.
Рабыни, которые прислуживают на приеме, имели теперь возможность приблизиться к султану и предъявить ero взору свои естественные и искусственные прелести. Султан и сам бьт не прочь взrлянуть на этих очаровательных девушек, которые кружатся BOKpyr Hero, подавая кофе, набивая табаком трубку и стараясь вся чески yrодить повелителю. И нет ничеrо удивительноro в том, что какаято из этих прелестниц сумеет обратить на себя особое внимание повелителя. Плененный красавицейрабыней султан не стеснялся дeMOHстрировать вспыхнувшую страсть жестом, слишком пристальным взrлядом, леrкой улыбкой.
Как ее зовут? спрашивал султан.
Этоrо бьто достаточно, чтобы рабыня была возве дена в paHr - rезде попавшейся на rлаза.
Мать или жена султана подавали рабыне специальный знак, та приближалась и целовала край дивана, на котором сидел повелитель. Вслед за тем ему представляли рабыню, которая с этоrо момента и CTaHO вилась rезде.
На следующий день rезде покидала даирэ своей бывшей хозяйки и помещал ась в дрyrие апартаменты, rде ее приводили в неоБХОДИМрIЙ вид, наряжали и дaвали необходимые наставления, перед тем как султан пожелает поближе познакомиться со всеми ее ДOCTOинствами».
Похожую ситуацию описывал и Джордж Дорис: «Может статься, что выбор падишаха падет на одну из рабынь, принадлежащих ero родственницам - султаншам или ero дочерям - принцессам, которые живут за пределами Йилдыза и лишь иноrда посещают ero. Так, однажды вечером, коrда Ero Величество давал в своем rapeMe танцы и балет, он приметил среди танцовщиц юную рабыню по имени МестэАлем, служанку ero младшей дочери принцессы Зеккие. Hayrpo двое евнухов султана прибьти во дворец принцессы и объявили ей, что они пришли за юной МестэАлем, которая удостоил ась особой чести монаршеrо желания.
Велико было волнение юной черкешенки, даже не мечтавшей о таком возвышении! Ее rоспожа поспешила распорядиться о том, чтобы она моrла принять традиционную ванну и, окруженная своими рабыня ми, сама присyrствовала при ее туалете. В аромате дyХОВ, в боrатом наряде новая избранница, все еще дyмавшая, что она rрезит, села в роскошную карету и в сопровождении верховых евнухов прибыла в Йилдыз, rде валидесултан тотчас же вызвала ее и дала ей обычные наставления.
Однако, несмотря на поспешность, с какой ее дoставили во дворец, лишь на четвертый день МестэАлем была представлена rосподину. И то ли ero кап риз прошел, то ли девушка показалась ему не так уж красива, то ли он не узнал ее в ее новом наряде, но Ero Величество, поведя бровью при виде ее, резко CKaзал: "Эта не та. Отправьте ее назад" Дрожащая, опозоренная, rлубоко уязвленная в своей зарождавшейся rордости, взлетевшая столь высоко, чтобы так низко и так внезапно упасть, бедняжка была препровоЖдена обратно к принцессе Зеккие на сей раз без каких бы то ни было знаков почета, в сопровождении ypoдливоrо и cTaporo чернокожеrо евнуха.
Однако ей, безутешной в своем rope от пережитоro тяжкоrо испытания, не приптось долrо страдать: она сделалась печальной, томной и бледной, стала Kaшлять и вскоре умерла».
Превращение rезде в фаворитку или попросту наложницу (любовницу), совершалось известным образом. И если султан оставался доволен своим выбором, rезде получала титул икбал, а вместе с ним ежемесячное денежное содержание, приcлyry и евнухов. Об отношениях султана АбдулХамида со своим raремом Джордж Дорис писал: «Иноrда он блаrоволит побеседовать со своими фаворитками, в rлазах KOTOрых ему нетрудно выrлядеть человеком блистательHoro ума: все они абсолютно невежественны, и то поверхностное воспитание, которое они получили, не мешает им оставаться по детски наивными. Он посвящает их в самых общих чертах в дела мировой политики, рассказывает им разные истории, ceHсационные анекдоты из заrраничной дворцовой жизни (до которых он сам большой охотник), и это единственные уроки истории, которые им преподаются.
...rapeM вот весь их мир. Сюда они были привезены еще детьми; здесь их береryт, как драrоценное CTaдо; здесь они живут и умирают, ничеrо не узнав об окружающем мире, не осознав даже, что такое жизнь».
Фаворитки тоже бьти «первыми», «вторыми», а то и десятыми или сотыми... Но, в отличие от rлавных
жен, первенство фавориток бьто весьма относитель ным. Султану ничто не мешало «осчастливить» своим монаршим расположением новую рабыню, чтобы тут же забыть о ее предшественнице.
Мелекханум писала: «Меня сопровождали одалиски, шеи которых бьти повязаны белыми платками с вышитыми на них стихами, и это означало весьма блаrОСКJIонное отношение к ним rосподина».
Этот сверкающий страстями калеЙДоскоп, повидимому, развлекал всевластноrо султана, но управителям rapeMa приносил множество хлопот. Определить, кто сеrодня настоящая фаворитка, а кто любимая жена, бьто непросто, учитывая непредсказуемость любовных фантазий падишаха.
Неясность положения не давала покоя и самим фавориткам. Они мечтали лишь о том, чтобы забеременеть и произвести на свет принца или принцессу. Кроме самой радости материнства, это поднимало фавориток на новую ступень rаремной иерархии, превращая их в кадин. Но на этом пyrи их поджидали почти непреодолимые трудности.
Кальфы
Эти старые мноrоопытные рабыни, в том числе и бывшие наложницы, MHoroe знали и MHoroe умели. Каждая кальфа заведовала отдельным «департаментом» прислyrой, поварами, rардеробом, банщицами, лекарками, певицами, музыкантшами и т. д. Бьти TaK же кальфы хранительницы печатей, церемонийместерши, заведующие протоколом, секретарши-письмоводительницы, деryстаторши и пр.
Кальфы сами покупали юных рабынь, исходя из потребностей cBoero «департамента», одевали, корми
ли и, rлавное, обучали новоиспеченных служанок TOHкостям ремесла.
Сочувствуя участи несчастных рабынь, которыми коrдато были сами, кальфы брали над ними доброе
материнское попечительство. Предвидя, как непросто им будет добиться чеrото в rapeMe, кальфы не упуска ли случая вьщать рабыню замуж, если появлялась подходящая партия. И даже давали им приданое, как poдной дочери.
rapeMHbIe профессии требовали особых навыков и большой ответственности. К примеру, кальфа, KOTOрая исполняла должность первой наливальщицы KOфе, учила своих подопечных, как этот самый кофе Baрить, как подавать, как распознавать хорошие и плохие кофейные зерна, чтобы не навлечь на себя rHeB своих хозяев. Особое внимание уделялось сервировке.
Роскошная посуда, в которой подавался кофе, как правило, была украшена эмалью и драrоценными камнями.
Кальфы бьти хранительницами традиций rapeMa, ero своеобразной культуры и обычаев. Они сами уже были частью rapeMa и о дрyrой судьбе не помышляли.
Если умирала одна из жен султана, то наследницей считалась ее кальфа, которая, возможно, коrдато сама и купила на рынке девочку, а затем помоrла ей вознестись на вершину rаремной пирамиды.
Коrда же умирала кальфа, то все ее имущество и даже накопленные деньrи становились собственностью султана. Возможно, потому султаны и были так щедры со своими женами, что в конечном счете все потраченное возвращалось к ним самим.
Простые рабыни
«Жены султана, кадины и фаворитки почти никоrда не покидают rapeMa, в котором они заживо поrребены, писал Джордж Дорис. Что касается рабынь, то они иноrда выходят за ero пределы в сопровождении евнухов, чтобы сделать в rороде необходимые по купки и выполнить всякие поручения.
Но эти выходы становятся все более редкими; они были почти полностью отменены после ужасноrо CKaHдала, случившеrося несколько лет тому назад. Директору крупноrо маrазина новинок r ну К., человеку обходительному и практичному, имевшему в числе CBOих клиентов и обитательниц дворца, пришла в rолову удачная идея оборудовать на втором этаже cBoero Marазина примерочные кабинки, в которых милые дамы моrли бы находиться длительное время. Похоже, эти таинственные помещения имели два входа, и примерки, которые там совершались, не всеrда имели в виду одежду, ибо вскоре после Toro, как заведение посетила турецкая полиция, оно бьто закрыто. Надо ли roворить, что за короткий срок ero любезный директор нажил целое состояние!»
Сотни женщин исполняли в rapeMe самую черную рабоry. Они rотовили пищу и мыли посуду, шили и стирали, топили бани и убирали помещения. Им сносно платили, а со временем отпускали на свободу.
В этот разряд попадали белые и черные женщины, которые, как считалось, не rодились ни на что дрyrое. Хотя сами они верили, что вполне моrли бы дать фору если не женам, то хотя бы фавориткам.
Их уверенность имела веские основания султан АбдулМеджид бьт сыном рабыни, заведовавшей топ
кой печей в купальне. Как пишет Османбей, однажды банщицу увидел входивший в купальню султан. Минутный каприз владыки обернулся беременностью paбыни, которая MrHoBeHHo бьта вознесена в paHr Kaдины. Но дело этим не кончилось, и в результате на свет появился будущий султан, а сама банщица в KOHце концов стала правительницей rapeMa с высшим титулом валидесултан.
О подобных причудах султанов rоворится и в «Tы сяче и одной ночи»: «И халиф женился на закупщице и проспал с нею ночь, а Hayrpo отвел ей помещение и невольниц, чтобы прислуживать ей, и назначил ей помесячные вьщачи и предоставил ей жилище среди своих наложниц».
Мужская прuслуzа
Как бы ни бьти строrи rapeMHbIe правила, как бы целомудренны ни бьти обитательницы сераля, как бы подозрительны ни бьти евнухи, но без мужчин в таком большом хозяйстве обойтись бьто нельзя.
KTOTO должен был строить, ремонтировать, yкpaшать, доставлять дрова и продукты, возделывать сады, ухаживать за лошадьми, править экипажами и лодками.
Все эти работы исполняли специально отобранные мужчины, которые, как считалось, не способны вызвать у дамскоrо персонала и тени предосудительHoro интереса. Сверх Toro принимались меры, чтобы и сами мужчины, допускавшиеся по крайней необходимости за стены rapeMa, не имели возможности увидеть тех, Koro им полаrалось обслуживать. Тем, к примеру, кто доставлял дрова (баттаджи), специальным императорским указом было предписано носить Heлепую униформу. Ее оrромный воротник и прочие несуразные дополнения, как писал Османбей, не позволяли слyrам видеть чтолибо BOKpyr. Таким образом, они напоминали процесс ию прокаженных слепцов с вязанками дров на спинах, которые шли за зрячим поводырем евнухом. Дрyrие евнухи приказывали женщинам скрыться, следили, чтобы баттаджи не нарушали узаконенную конспирацию. Тем не менее усилия евнухов не всеrда приносили желаемый peзультат и баттаджам удавалось время от времени завести в rapeMe амурные связи. Некоторым из них raремные затворницы делали такие протекции за OKaзанные им особые услyrи, что баттаджи получали важные чиновничьи посты.
Баттаджи, вышедшие в отставку, имели право на пенсию и моrли занимать выrодные должности.
И просто пара цитат
Султан был обязан посещать своих rлавных жен раз в неделю, в строrой последовательности, за которой наблюдал rлавный евнух. Жены моrли меняться «очередью», если были нездоровы или делали вид, что у них недомоrание, и уступали «в долr» свою очередь дрyrой жене.
Кроме Toro, из яблок мандраrоры rотовили отвар, «который усыпит человека, как только он понюхает ero, а если будет нюхать долrо, то лишит языка», «КТО хлебнет лишнеrо, мужчина ли, женщина ли, тот умрет, но малая толика xopoшо помоrает при укусе змеи, а если тебя режут по жиВОМУ телу, то кажется, что тело чужое». вот особенно последнее впечатлило... идешь на пытку - напейся отвара мандрагоры, так, что ли?
Некоторые источники yrверждают (правда, дрyrие в этом сомневаются), что кузина жены Наполеона Жозефины Эмми де Ривери бьта захвачена на Средиземном море пиратами и продана на невольничьем рынке в Алжире. Она попала в rapeM правителя Алжира, который решил подарить красавицу султану АбдулХамиду 1. Француженка очень понравилась султану, родила ему сына Махмуда и стала одной из ero четырех жен. Султан уважал ее за ум и образованность.
После смерти АбдулХамида новый султан Селим 111 оставил ее при дворе.
Селим 111 продолжил начатые отцом реформы в apмии, финансах, землепользовании и административном управлении. Но в 1807 roдy в ходе резни, учиненной взбунтовавшимися янычарами, султан бьт cBeprнyт с престола и позже убит. В 1808 roдy на престол взошел сын француженки султан Махмуд 11, который правил более тридцати лет, уничтожил янычарский корпус и провел ряд важных реформ.
Во временные «паломнические браки» вступали одинокие женщины, желавшие совершить хадж, но не имевшие права отправляться в святые места без мужа или ближайшеrо родственника мужскоrо пола. Капитаны кораблей, перевозчики и поrонщики верблюжьих караванов прибывали на место с приобретенными по пyrи rаремами. После паломничества мужья разводились со своими женами, получая солидные «отступные». Кроме тех, разумеется, кто успевал проникнyrься к новым супрyrам нежными чувствами и развода уже не желал.
Радует хотя бы то, что он не писал с позиции "Ах, какой ужас!" и не стеснялся цитатствовать. Так что читать это можно. Единственное, что напрягало - в книге, посвященной в основном турецким гаремам, иногда в произвольном порядке появляются отрывки про Китай и Индию. Как-то оно того... Будто автору страниц не хватало. Но читать можно. И язык относительно нормальный.
Структура гарема турецкого султана
Валиде-султан (мать султана).
Хазнедар-уста (великая казначейша).
Бах-кадина (первая жена султана), вторая, третья и четвертая кадины.
Бах-ирбаль (первая фаворитка ero величества), вторая, третья и прочие ирбаль.
Гезде (девицы, замеченные султаном, чающие или вздыхающие ).
Кадины-эфенди (матери принцев или принцесс).
Султанши (не выданные замуж принцессы крови).
Каждая из поименованных дам имеет свой особый двор (даирэ) и свиту из женщин.
А теперь представим устройство собственноrо двора валиде-султан, служившеrо образцом для всех ocтальных.
Валиде-султан.
Ее казначейша, секретарь, хранительница печати, первая хранительница rардероба, первая наливательница воды, первая подательница кофе, первая приrотовительница шербета и проч., одним словом, дюжина дам, называющихся кальфа (rоспожа).
Каждая кальфа имеет в своем распоряжении из вестное число учениц, называющихся аляибр, что значит рабыни. Все аляибры очень молоды от пятнадцати до двадцати и составляют низшую ступень rаремной иерархии.
Перейдем теперь к более обстоятельному описанию основных ступеней rаремной «табели о paHrax».
Валuде-султан
Мать правящеrо султана бьта вершиной rаремной иерархии. Ее власть бьта непререкаема и безраздельна, как у императрицы.
«Первая леди», сумевшая сделать cBoero сына, как правило, одноrо из мноrих, наследником престола, невольно внушала уважение своему окружению, а прочим страх и трепет. Да и кто лучше ее знал rаремную жизнь со всеми ее явными и тайными CTOронами.
Казалось бы, правительницей rapeMa моrла быть одна из законных четырех жен султана, однако это
влекло за собой опаснейшие интриrи, в которые Heминуемо включились бы конкурирующие кланы каждой из жен. Проще и безопаснее было держать жен в равном положении, предоставив власть почтенной матроне. А женам оставить соперничество за внимание султана и надежду сделать очередным султаном cBoero сына.
Валиде-султан была не только правительницей raрема, но и законодательницей мод. Дамы, посмевшие одеваться более роскошно или носить более дороrие украшения, рисковали навлечь серьезные неприятно сти не только на себя, но и на cBoero супрyrа. Валиде-султан величали «О, венец укрытых паранджой!» или «Наша rоспожа». Без ее ведома в rapeMe не происходило ни одноrо значимоrо события, включая выезды из сераля или посещения родственниц. Без ее одобрения никто не Mor быть «зачислен» в rapeM, будь то чернокожая рабыня-кухарка или белокожая одалиска, которой устраивался придирчивый экзамен.
Формально к валиде-султан бьт приставлен важный сановник, именовавшийся валиде-киясси, назначавшийся императорским указом. Он исполнял административные функции. И хотя должен бьт быть «(оком султана» в rapeMe, большей частью бьт занят материальным обеспечением «(Дома счастья», следуя пожеланиям валиде-султан.
Хазнедар-уста
Опорой материсултанши в самом rapeMe была хазнедар-уста rлавная экономка, исполнявшая TaK же обязанности казначея и интенданта. Эта, обычно немолодая и весьма опытная, дама имела сотни личных cлyr, помощников, рабынь и евнухов. Хазнедар вела хозяйство, следила за порядком и представляла реryлярные доклады rоспоже.
Одной из ее rлавных прероrатив бьто возведение осчастливленных вниманием султана избранниц на
ложе повелителя. Она руководила этой деликатной церемонией с rлубоким знанием дела, после чеrо встречала и провожала к предмету страсти caMoro султана.
При необходимости она представляла валиде-сул тан вне rapeMa. И ей оказывали не меньше уважения, чем султанше-матери, на которую хазнедар имела cyщественное влияние.
Если случал ось, что мать-султанша оставляла этот мир, ее обязанности и полномочия переходили к хазHeдap-ycтa. Однако она не всеrда честно выполняла свои обязанности. Коrда умерла мать султана Абдул Меджид а, в rapeMe начался хаос, которым хазнедар не преминула воспользоваться в своих интересах. Со своими приближенными она растащила имущество и казну rapeMa, завладев таким образом мноrомиллионным состоянием. Но власть ее бьта так велика, что осведомленные о ее проделках министры, включая министра финансов, лишь смиренно склоняли перед ней rоловы.
Жены султана.
Как мусульманин султан имел право иметь до четырех жен, то есть жен официальных, с которыми заключались брачные контракты, иrрались свадьбы со всеми подобающими церемониями. Однако со BpeMeнем это правило претерпело немало изменений. Брачные контракты заключались уже не со всеми или BOвсе не заключались.
Сам институт наложниц был кощунственным Hapyшением мусульманскоrо закона, потому что наложницами моrли признаваться лишь женщины, оказавшиеся в плену у мусульман в ходе джихада войны за Beру. Но таковых было HeMHoro. Подавляющее же число наложниц поступали в rapeMbI совсем иными пyrями, о чем будет рассказано позже.
В конце концов султаны стали без излишних формальностей жениться только на рабынях. Женами признавались те из рабыньналожниц, которые рожали султану детей, считавшихся законными наследниками.
Тем не менее rлавными или любимыми (хасеки) попрежнему считались только четыре супрyrи. Первая жена именовалась бах-кадина.
Каждая из rлавных жен имела даирэ - собственные апартаменты с соответствующим штатом рабынь, eBнухов и т. д. Обычно жены султана жили на верхних этажах, а прислyrа на нижних.
Если место одной из жен по какой-либо причине становилось вакантным, ero занимала женщина, cyMeBшая обратить на себя особое внимание султана. И Heтрудно представить, какая жестокая, хотя и скрытая от посторонних rлаз борьба велась за право занять эту вожделенную нишу.
Кадины
Основными претендентками на звание одной из четырех законных жен повелителя были просто кадины. Эти дамы тоже находились в весьма привилеrированном положении, так как были или беременны, или уже успели произвести на свет принца или принцессу.
Жерар де Нерваль, которому устроили тайную экскурсию по сералю, коrда в нем не было женщин, писал: «Это были комнаты кадин. Абсолютное сходство этих помещений удивило меня, но мне объяснили, что между женами султана црит полное равенство... В качестве примера художник рассказал мне, что Korда ero высочество заказывает для своих жен в Пере, обычно у французскоrо кондитера, коробки конфет, они обязательно должны быть одинаковыми. Дополнительная обертка, особая форма конфеты, даже лишние пастила или драже вызвали бы нежелательные разноrласия между этими прелестными созданиями; как и у всех мусульман, у них очень развито чувство равенства».
Кадины считались признанными, хотя и неофициальными, женами султана. До cBoero возвышения ка
дины находились в paHre икбал - фавориток.
Икбал
Катеrория икбал (счастливые) была переходной от простой rаремной рабыни к уважаемой даме. Такая счастливая перемена судьбы зависела и от случая, и от rapeMHbIx интриr.
Дюжина очаровательных одалисок, более дрyrих преуспевших в rapeMHbIx науках, составляли cBoero рода аристократию прислyrи и окружали посетившеrо raрем султана.
rлавное было попасться на rлаза султану и OCTaHOвить на себе ero внимание. Одни рабыни искали TaKoro случая, дрyr»х случай находил сам. Это моrло произойти в самых обычных обстоятельствах Korда он спал, ел, одевался. Случалось, что султан примечал наложниц на приемах, праздниках или выездах.
В отличие от всех остальных мужчин султан Mor видеть женский персонал любоrо rapeMa с OTKpЫTЫми лицами. Эта привилеrия ero величества принималась безропотно, хотя и 'Выходила за рамки единоrо для всех мусульман закона.
В Коране по этому поводу сказано: «И скажи (женщинам) верующим: пусть они потупляют свои взоры и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на rруди, пусть не показывают своих украшений, разве толь CBOим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или CBOим женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или слyrам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постиrли HaroTbI женщин; и пусть не бьют своими ноrами, так чтобы узнавали, Kaкие они скрывают украшения. Обратитесь все к Аллаху, о верующие, может быть, вы окажетесь счастливы ми!» (24:31)
«Предположим, что султан решил навестить свою мать или одну из своих законных жен, пишет Ocман-бей. В покоях, которые желал посетить султан, начиналась страшная суматоха. Все шумят, кричат, Ha ряжаются и украшают апартаменты.
Коrда ero величество усаживается на предназначенный только для Hero диван, ему с особыми церемониями предлаrают yrощения.
Рабыни, которые прислуживают на приеме, имели теперь возможность приблизиться к султану и предъявить ero взору свои естественные и искусственные прелести. Султан и сам бьт не прочь взrлянуть на этих очаровательных девушек, которые кружатся BOKpyr Hero, подавая кофе, набивая табаком трубку и стараясь вся чески yrодить повелителю. И нет ничеrо удивительноro в том, что какаято из этих прелестниц сумеет обратить на себя особое внимание повелителя. Плененный красавицейрабыней султан не стеснялся дeMOHстрировать вспыхнувшую страсть жестом, слишком пристальным взrлядом, леrкой улыбкой.
Как ее зовут? спрашивал султан.
Этоrо бьто достаточно, чтобы рабыня была возве дена в paHr - rезде попавшейся на rлаза.
Мать или жена султана подавали рабыне специальный знак, та приближалась и целовала край дивана, на котором сидел повелитель. Вслед за тем ему представляли рабыню, которая с этоrо момента и CTaHO вилась rезде.
На следующий день rезде покидала даирэ своей бывшей хозяйки и помещал ась в дрyrие апартаменты, rде ее приводили в неоБХОДИМрIЙ вид, наряжали и дaвали необходимые наставления, перед тем как султан пожелает поближе познакомиться со всеми ее ДOCTOинствами».
Похожую ситуацию описывал и Джордж Дорис: «Может статься, что выбор падишаха падет на одну из рабынь, принадлежащих ero родственницам - султаншам или ero дочерям - принцессам, которые живут за пределами Йилдыза и лишь иноrда посещают ero. Так, однажды вечером, коrда Ero Величество давал в своем rapeMe танцы и балет, он приметил среди танцовщиц юную рабыню по имени МестэАлем, служанку ero младшей дочери принцессы Зеккие. Hayrpo двое евнухов султана прибьти во дворец принцессы и объявили ей, что они пришли за юной МестэАлем, которая удостоил ась особой чести монаршеrо желания.
Велико было волнение юной черкешенки, даже не мечтавшей о таком возвышении! Ее rоспожа поспешила распорядиться о том, чтобы она моrла принять традиционную ванну и, окруженная своими рабыня ми, сама присyrствовала при ее туалете. В аромате дyХОВ, в боrатом наряде новая избранница, все еще дyмавшая, что она rрезит, села в роскошную карету и в сопровождении верховых евнухов прибыла в Йилдыз, rде валидесултан тотчас же вызвала ее и дала ей обычные наставления.
Однако, несмотря на поспешность, с какой ее дoставили во дворец, лишь на четвертый день МестэАлем была представлена rосподину. И то ли ero кап риз прошел, то ли девушка показалась ему не так уж красива, то ли он не узнал ее в ее новом наряде, но Ero Величество, поведя бровью при виде ее, резко CKaзал: "Эта не та. Отправьте ее назад" Дрожащая, опозоренная, rлубоко уязвленная в своей зарождавшейся rордости, взлетевшая столь высоко, чтобы так низко и так внезапно упасть, бедняжка была препровоЖдена обратно к принцессе Зеккие на сей раз без каких бы то ни было знаков почета, в сопровождении ypoдливоrо и cTaporo чернокожеrо евнуха.
Однако ей, безутешной в своем rope от пережитоro тяжкоrо испытания, не приптось долrо страдать: она сделалась печальной, томной и бледной, стала Kaшлять и вскоре умерла».
Превращение rезде в фаворитку или попросту наложницу (любовницу), совершалось известным образом. И если султан оставался доволен своим выбором, rезде получала титул икбал, а вместе с ним ежемесячное денежное содержание, приcлyry и евнухов. Об отношениях султана АбдулХамида со своим raремом Джордж Дорис писал: «Иноrда он блаrоволит побеседовать со своими фаворитками, в rлазах KOTOрых ему нетрудно выrлядеть человеком блистательHoro ума: все они абсолютно невежественны, и то поверхностное воспитание, которое они получили, не мешает им оставаться по детски наивными. Он посвящает их в самых общих чертах в дела мировой политики, рассказывает им разные истории, ceHсационные анекдоты из заrраничной дворцовой жизни (до которых он сам большой охотник), и это единственные уроки истории, которые им преподаются.
...rapeM вот весь их мир. Сюда они были привезены еще детьми; здесь их береryт, как драrоценное CTaдо; здесь они живут и умирают, ничеrо не узнав об окружающем мире, не осознав даже, что такое жизнь».
Фаворитки тоже бьти «первыми», «вторыми», а то и десятыми или сотыми... Но, в отличие от rлавных
жен, первенство фавориток бьто весьма относитель ным. Султану ничто не мешало «осчастливить» своим монаршим расположением новую рабыню, чтобы тут же забыть о ее предшественнице.
Мелекханум писала: «Меня сопровождали одалиски, шеи которых бьти повязаны белыми платками с вышитыми на них стихами, и это означало весьма блаrОСКJIонное отношение к ним rосподина».
Этот сверкающий страстями калеЙДоскоп, повидимому, развлекал всевластноrо султана, но управителям rapeMa приносил множество хлопот. Определить, кто сеrодня настоящая фаворитка, а кто любимая жена, бьто непросто, учитывая непредсказуемость любовных фантазий падишаха.
Неясность положения не давала покоя и самим фавориткам. Они мечтали лишь о том, чтобы забеременеть и произвести на свет принца или принцессу. Кроме самой радости материнства, это поднимало фавориток на новую ступень rаремной иерархии, превращая их в кадин. Но на этом пyrи их поджидали почти непреодолимые трудности.
Кальфы
Эти старые мноrоопытные рабыни, в том числе и бывшие наложницы, MHoroe знали и MHoroe умели. Каждая кальфа заведовала отдельным «департаментом» прислyrой, поварами, rардеробом, банщицами, лекарками, певицами, музыкантшами и т. д. Бьти TaK же кальфы хранительницы печатей, церемонийместерши, заведующие протоколом, секретарши-письмоводительницы, деryстаторши и пр.
Кальфы сами покупали юных рабынь, исходя из потребностей cBoero «департамента», одевали, корми
ли и, rлавное, обучали новоиспеченных служанок TOHкостям ремесла.
Сочувствуя участи несчастных рабынь, которыми коrдато были сами, кальфы брали над ними доброе
материнское попечительство. Предвидя, как непросто им будет добиться чеrото в rapeMe, кальфы не упуска ли случая вьщать рабыню замуж, если появлялась подходящая партия. И даже давали им приданое, как poдной дочери.
rapeMHbIe профессии требовали особых навыков и большой ответственности. К примеру, кальфа, KOTOрая исполняла должность первой наливальщицы KOфе, учила своих подопечных, как этот самый кофе Baрить, как подавать, как распознавать хорошие и плохие кофейные зерна, чтобы не навлечь на себя rHeB своих хозяев. Особое внимание уделялось сервировке.
Роскошная посуда, в которой подавался кофе, как правило, была украшена эмалью и драrоценными камнями.
Кальфы бьти хранительницами традиций rapeMa, ero своеобразной культуры и обычаев. Они сами уже были частью rapeMa и о дрyrой судьбе не помышляли.
Если умирала одна из жен султана, то наследницей считалась ее кальфа, которая, возможно, коrдато сама и купила на рынке девочку, а затем помоrла ей вознестись на вершину rаремной пирамиды.
Коrда же умирала кальфа, то все ее имущество и даже накопленные деньrи становились собственностью султана. Возможно, потому султаны и были так щедры со своими женами, что в конечном счете все потраченное возвращалось к ним самим.
Простые рабыни
«Жены султана, кадины и фаворитки почти никоrда не покидают rapeMa, в котором они заживо поrребены, писал Джордж Дорис. Что касается рабынь, то они иноrда выходят за ero пределы в сопровождении евнухов, чтобы сделать в rороде необходимые по купки и выполнить всякие поручения.
Но эти выходы становятся все более редкими; они были почти полностью отменены после ужасноrо CKaHдала, случившеrося несколько лет тому назад. Директору крупноrо маrазина новинок r ну К., человеку обходительному и практичному, имевшему в числе CBOих клиентов и обитательниц дворца, пришла в rолову удачная идея оборудовать на втором этаже cBoero Marазина примерочные кабинки, в которых милые дамы моrли бы находиться длительное время. Похоже, эти таинственные помещения имели два входа, и примерки, которые там совершались, не всеrда имели в виду одежду, ибо вскоре после Toro, как заведение посетила турецкая полиция, оно бьто закрыто. Надо ли roворить, что за короткий срок ero любезный директор нажил целое состояние!»
Сотни женщин исполняли в rapeMe самую черную рабоry. Они rотовили пищу и мыли посуду, шили и стирали, топили бани и убирали помещения. Им сносно платили, а со временем отпускали на свободу.
В этот разряд попадали белые и черные женщины, которые, как считалось, не rодились ни на что дрyrое. Хотя сами они верили, что вполне моrли бы дать фору если не женам, то хотя бы фавориткам.
Их уверенность имела веские основания султан АбдулМеджид бьт сыном рабыни, заведовавшей топ
кой печей в купальне. Как пишет Османбей, однажды банщицу увидел входивший в купальню султан. Минутный каприз владыки обернулся беременностью paбыни, которая MrHoBeHHo бьта вознесена в paHr Kaдины. Но дело этим не кончилось, и в результате на свет появился будущий султан, а сама банщица в KOHце концов стала правительницей rapeMa с высшим титулом валидесултан.
О подобных причудах султанов rоворится и в «Tы сяче и одной ночи»: «И халиф женился на закупщице и проспал с нею ночь, а Hayrpo отвел ей помещение и невольниц, чтобы прислуживать ей, и назначил ей помесячные вьщачи и предоставил ей жилище среди своих наложниц».
Мужская прuслуzа
Как бы ни бьти строrи rapeMHbIe правила, как бы целомудренны ни бьти обитательницы сераля, как бы подозрительны ни бьти евнухи, но без мужчин в таком большом хозяйстве обойтись бьто нельзя.
KTOTO должен был строить, ремонтировать, yкpaшать, доставлять дрова и продукты, возделывать сады, ухаживать за лошадьми, править экипажами и лодками.
Все эти работы исполняли специально отобранные мужчины, которые, как считалось, не способны вызвать у дамскоrо персонала и тени предосудительHoro интереса. Сверх Toro принимались меры, чтобы и сами мужчины, допускавшиеся по крайней необходимости за стены rapeMa, не имели возможности увидеть тех, Koro им полаrалось обслуживать. Тем, к примеру, кто доставлял дрова (баттаджи), специальным императорским указом было предписано носить Heлепую униформу. Ее оrромный воротник и прочие несуразные дополнения, как писал Османбей, не позволяли слyrам видеть чтолибо BOKpyr. Таким образом, они напоминали процесс ию прокаженных слепцов с вязанками дров на спинах, которые шли за зрячим поводырем евнухом. Дрyrие евнухи приказывали женщинам скрыться, следили, чтобы баттаджи не нарушали узаконенную конспирацию. Тем не менее усилия евнухов не всеrда приносили желаемый peзультат и баттаджам удавалось время от времени завести в rapeMe амурные связи. Некоторым из них raремные затворницы делали такие протекции за OKaзанные им особые услyrи, что баттаджи получали важные чиновничьи посты.
Баттаджи, вышедшие в отставку, имели право на пенсию и моrли занимать выrодные должности.
И просто пара цитат
Султан был обязан посещать своих rлавных жен раз в неделю, в строrой последовательности, за которой наблюдал rлавный евнух. Жены моrли меняться «очередью», если были нездоровы или делали вид, что у них недомоrание, и уступали «в долr» свою очередь дрyrой жене.
Кроме Toro, из яблок мандраrоры rотовили отвар, «который усыпит человека, как только он понюхает ero, а если будет нюхать долrо, то лишит языка», «КТО хлебнет лишнеrо, мужчина ли, женщина ли, тот умрет, но малая толика xopoшо помоrает при укусе змеи, а если тебя режут по жиВОМУ телу, то кажется, что тело чужое». вот особенно последнее впечатлило... идешь на пытку - напейся отвара мандрагоры, так, что ли?
Некоторые источники yrверждают (правда, дрyrие в этом сомневаются), что кузина жены Наполеона Жозефины Эмми де Ривери бьта захвачена на Средиземном море пиратами и продана на невольничьем рынке в Алжире. Она попала в rapeM правителя Алжира, который решил подарить красавицу султану АбдулХамиду 1. Француженка очень понравилась султану, родила ему сына Махмуда и стала одной из ero четырех жен. Султан уважал ее за ум и образованность.
После смерти АбдулХамида новый султан Селим 111 оставил ее при дворе.
Селим 111 продолжил начатые отцом реформы в apмии, финансах, землепользовании и административном управлении. Но в 1807 roдy в ходе резни, учиненной взбунтовавшимися янычарами, султан бьт cBeprнyт с престола и позже убит. В 1808 roдy на престол взошел сын француженки султан Махмуд 11, который правил более тридцати лет, уничтожил янычарский корпус и провел ряд важных реформ.
Во временные «паломнические браки» вступали одинокие женщины, желавшие совершить хадж, но не имевшие права отправляться в святые места без мужа или ближайшеrо родственника мужскоrо пола. Капитаны кораблей, перевозчики и поrонщики верблюжьих караванов прибывали на место с приобретенными по пyrи rаремами. После паломничества мужья разводились со своими женами, получая солидные «отступные». Кроме тех, разумеется, кто успевал проникнyrься к новым супрyrам нежными чувствами и развода уже не желал.
@темы: история
была уверена, что это произносится как "икбали"
Сказанное справедливо для серии "повседневная жизнь..." чуть менее чем полностью.
Что поразительно, за последние сутки этот сюжет поднимается уже во втором месте, где мне приходится общаться.
Так вот, мы в такое время живём, когда эта самая компиляция составляется по принципу "чем хуже, тем лучше". Если говорить о военной истории, скажем, то вот есть "Всадники войны" Жукова сотоварищи. Это просто книга просто с грубыми ляпами. Однако, она как луч света в тёмном царстве тошнотворного маразма всяких асмоловых, попенко, трубниковых, тараториных, имя им легион.
У нас в юридической литературе тоже такое встречается - но тут всё-таки проще, она для профессионалов написана, поэтому комментарии к законам обычно вменяемые, а про те, что невменяемые, между собой быстро узнаем. А вот читать популистские книжки по правоведению (по телеку мужик был, вел постановочные суды, а потом книжку выпустил, фамилию забыла) - их же без смеха невозможно. А особенно смешно, когда сторона, начитавшись такого, в суд приходит и что-то доказывать начинает.
Не так всё.
Я, правда, не всё могу объяснить доподлинно. Ибо там надо несколько больше нашего книгоиздания знать. Но дело обстоит примерно так. Авторы пишут. Авторы, грубо сказать, разделяются на два рода. Исследователи и мозгоклюи. Исследователь может написать научно-популярную книжку, может научную монографию. По трудозатратам это примерно то же на то же. По гонорару - примерно то же на то же. Однако, за монографию автор получает профит в научном сообществе. Плюс, на монографию (точнее, на тему исследования, которое потом выльется в монографию) можно какой-нибудь грант выцепить. Так что монографию тупо выгодно писать даже по деньгам. Если это про оружие или костюм, тираж в пределах тыщ пяти при цене книжки рублей до шестисот реконструкторы схлебают, можно даже на допечатку надеяться. Теперь автор, который мозгоклюй. Исследования он асилить не может впринципе (если может хоть как уныло и безблагодатно, будет пытаться пролезать в исследователи), так что книжка, без выбора, "научно-популярная". Благодаря всем вышеперечисленным факторам, (и ещё некоторых других, типа если проблематика связана с более "колбасной" страной, весьма будет действовать мотив тупо туда уехать), наш потенциальный мозгоклюй прошёл очень сильный отбор в плане наихудшести. И начинает ваять. И ваяет, результат немного предсказуем. Дальше начинаются книгоиздательские развлечения. Их таких мозгоклюев - как певичек блестящих, в каждом кабаке пучок за пятачок. Большинство издаёт свои откровения за свой счёт (типа Купцова), либо во "всеядных" журналах, как факт, до широкой публики доходят лишь малые крохи этого всего. Однако, некоторые "пробиваются". Их примечают издатели и начинают "раскручивать" - как Фоменко того же.
Это со стороны "автор - издатель". Со стороны "почему пипл хлебает" обстоятельно объяснено, например, в статье Шмидта о "феномене Фоменко".
З.Ы. Я прекрасно понимаю, что монография лучше научпопа в плане информации. Но научпоп-то тоже нужен...
>> То есть получается исследователи сами отдают научпоп на откуп мозгоклюям?
Да. Хотя не сказать чтобы вполне сами. Экономическая мотивация вынуждает.
>> Потому что за него плюшек в научном сообществе не дают?
Нет. Потому что во время писания научпопа надо хоть что-то жрать.
А плюшки в научном сообществе рано или поздно превратятся хотя бы в надбавку к зарплате за степень.
Плюс ещё какой факт. По-хорошему, если уж вкладываться в эту научно-популярную деятельность, надо, чтобы суждение автора имело определённый вес. То есть, сначала - значимый для науки результат, то есть опять же исследования.
>> А потом ржут над быдлом, которое читает фоменок всяких...
Лично я никогда не употребляю слово "быдло". Потому что "быдло - это всегда не ты".
Но над адептом фоменки буду ржать долго, громко и с удовольствием.
Нужно, конечно.
А "вилы" суть вполне естественное состояние. Просвещение человечков, если его дать на откуп рыночной стихии - оно неизбежно приходит к тому, что есть быдло, есть небыдло. Небыдло надо образовывать, а быдло нет. А можно не давать. Можно государственно регулировать. Тогда будет вам научпоп в каждой районной библиотеке. В нагрузку с государствообразующей единственно правильной идеологией.
Общество - это вообще такая штуковина, что полного счастья всем и сразу в нём не бывает.